«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

296. НЕ ТАК ЖИВИ, КАК ХОЧЕТСЯ, А КАК БОГ ВЕЛИТ. НЕПРИЯТНОСТЬ ОТ ДРУГИХ ПО ВНУШЕНИЮ ДИАВОЛА, НЕ ТЕРПЯЩЕГО ВНИМАТЕЛЬНЫХ МОЛИТВЕННИКОВ

Лучше подражай примеру старинных людей, которые обыкновенно говаривали: "Не живи, как хочется, а живи, как Бог приведет". В первом письме ты писала, что тебе очень хорошо; а вскоре, во втором, пишешь, что тебе очень нехорошо. Не напрасно святой апостол Павел написал, что все хотящии благочесто жити, гоними будут. И Сам Господь глаголет во Евангелии: будите... мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф. 10: 16). Змея, когда бьют ее, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное — веру и незлобие. Некто из святых сказал: "Ежели кто поистине любит Бога, тот не будет возмущаться, хотя бы и целый мир досаждал ему". А ты от нужды скорбей и стесненного положения стала преклоняться и на то, что, пожалуй, хоть бы и назначили куда-нибудь на начальство, например, хоть в Н... В К... тебе тесно от скорбей и уничижений; а в Н... нелегко будет и несвободно от забот житейских.

Волей и неволей, а нельзя не заботиться о делах обители и о поведении сестер. Впрочем, да будет о нас по воле всеблагого Господа, хотящего всем спастися и в разум истины приити. Не напрасно слышим повторяемое слово: ин суд человеческий, и ин суд Божий. Всеведущий Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет. В молитве Господней заповедано нам молиться так: "Отче наш... да будет воля Твоя". Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: "Побежишь от волка, нападешь на медведя". Остается одно — потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояют о тебе полезное, якоже Им угодно. Я прежде писал, и теперь опять повторяю то же, что все эти нападения на тебя, со стороны других, происходят по ухищрению вражию, чтобы воспрепятствовать тебе заниматься внимательно молитвою. Покойный игумен отец Антоний, брат архимандрита отца Моисея, говаривал: "Внимательная молитва молящегося — врагу нож по горлу". Ты сама заметила это на твоей келейной, которая ни с того, ни с сего придирается к тебе, и не хочет делать то, что нужно, при всем том, что тебя любит. Кольми паче тебе нужно разумевать это относительно других, что не все и не всё они это по злобе делают, а более — по внушению и наущению исконного врага, который хочет отлучить тебя от внимательной молитвы, и вместе с тем от любви к ближним. А любовь эта, по слову апостольскому, долготерпит, милосердствует, и николиже отпадает от благорасположения к собратьям, искушаемым от общего врага нашего, частью же и от своей немощи. Если твердо это будешь помнить, то не будешь безполезно смущаться. Несколько лет назад у нас был один князь, который учился молитве у одной опытной молитвенницы. Она говорила ему так: "Когда ты мирен и покоен, молись: "Господи! помилуй мя, грешнаго"; когда же помыслы будут переноситься на других, по какой-либо причине, то молись так: "Господи! помилуй нас", и успокоишься". Делай и ты так. Тогда и меньше будешь безпокоиться; и будешь разумевать, что все мы подлежим ошибкам и заблуждениям, и нередко под благовидными предлогами, как сказано в Евангелии (Ин. 16: 2): приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу. Немудрено, что и досаждающие тебе так мудрствуют. Поэтому и потребно нам снисходить ближним нашим по Евангельской заповеди о любви. Ежели кого мы любим, тому мы во многом снисходим, и многое прощаем. С другой стороны, и по другой причине прощаем, как свидетельствует авва Дорофей, когда находимся в благом устроении, как сама ты с удивлением заметила, что не сердилась на свою келейную, когда она тебе противилась. При этом поминай и Евангельское слово (Мф. 5: 11): Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.

297. НАЧАЛЬСТВОВАНИЕ НЕ ВСЕМ И НЕ ВСЕГДА МЕШАЕТ СПАСАТЬСЯ. В ЧЕЛОВЕКЕ БЫВАЕТ ТАЙНОЕ ДОБРО, ВИДИМОЕ ОДНОМУ БОГУ. КАК ГОВОРИТЬ С НЕИСКРЕННИМИ ЛЮДЬМИ

Сообразно с твоим устроением душевным и настроением духовным писано было тебе, что начальство, добровольно принятое, может помешать твоему безмолвному настроению и старанию удержать неослабную молитву. Также и сказано тебе в видении, чтобы не увлекаться земными и суетными попечениями. А ты в своем письме, просто-запросто, выразилась, что начальство мешает делу спасения, тогда как сама знаешь, что многое множество лиц начальственных получили не только спасение, но и славу Божию. Да и писано было тебе, что если кто спутается на молитвенном подвиге, то Промыслом Божиим устрояется на начальство, чтобы не подвергся совершенной прелести вражией. Исправь свою ошибку, и впредь разумевай, — что говорится кому-либо в частности, и что говорится вообще ко всем. Также, иное есть, что творится по воле Божией, и совсем другое, что творится по избранию собственной нашей воли. И в сонном видении тебе было сказано, что пора тебе разумевать. Тебе желательно, по примеру Киевского старца Парфения, ежедневно читать 300 раз: "Богородице Дево, радуйся". Можешь это делать. Только не смущайся, если по какой-либо причине не удастся тебе исполнить это предназначение. Самоукорение в своей неисправности полезнее благовидного смущения. Пишешь, что в день Ангела матушка игумения была у тебя в гостях, и своей исходной молитвой удивила тебя. Вот тебе урок разумевать, по слову аввы Дорофея, что у иного есть такое тайное добро, которое перед Богом ценнее всей нашей жизни. Человек может видеть только видимое, Господь же зрит самые глубины сердечные. Преподобный Макарий Египетский, увидев человека грешащего, сказал сам себе: "Он хоть и согрешил, но сумеет покаяться; а если ты согрешишь, то покаяться не сумеешь". И таким разумением поставил себя ниже грешащего. Вот как древние святые отцы умудрялись смиряться и удерживать себя от суждения и осуждения. Спрашиваешь, как тебе обходиться с людьми неискренними, и у которых при разговоре нередко бывает задняя мысль... Зная это, отвечай, соображаясь с настроением того, кто с тобою говорит. Преподобный Исаак Сирин пишет: "С недугующим завистию глаголи со охранением", чтобы завистливый, по своему устроению, не перетолковал и благие слова в худую сторону. Наперед придумай несколько общих выражений, и ими отделывайся от неискренних толкунов. Большей частью говори: "Не знаю", а во избежание лжи говори: "Не знаю, как вам сказать; я не вслушалась, хорошо не поняла". А иногда: "Это не по моей части, это выше меня; я в подобные дела не вхожу". А если издали увидишь, что тебе приходится встретиться с таким человеком, удвой шаги, и отвечай: "Мне недосужно". Если будешь осторожна, то Бог научит и вразумит, как обращаться с такими людьми. Старших и равных предваряй приличным поклоном; а младшим отвечай приличным поклоном. Страх Божий и хождение в присутствии Господнем вразумит и научит нас достодолжному обращению с другими. Полезно нам всегда помнить, как мыслила блаженная Феодора, которая, при противном обращении с ней других, говорила себе самой: "Ты недостойна любви ближних". В заключение письма скажу о виденном тобою во сне, какая толпа искусителей-врагов окружила тебя, и сказано было, что пора тебе разумевать, что эти искусители также окружают и искушают и других, и что по их искушению и внушению бывают разные путаницы, и неприятности, и оскорбления друг другу. Когда будешь это знать, и уразумевать, и понимать, тогда и будешь неразсудно огорчаться на других, а снисходительно смотреть на все человеческие путаницы. Не без причины святой Лествичник написал, что Господь от поступающих в монастырь конца ожидает, каков будет.

Благополучного конца да сподобит Господь и нас, немощных.

298. ЧИСТОТА ДУШЕВНАЯ В ТОМ, ЧТОБЫ СТАРАТЬСЯ НЕ ВИДЕТЬ ЗЛОБЫ ЧЕЛОВЕКА

Спрашиваешь, как тебе быть и держать себя, потому что всюду видится тобою одна личина?.. Сама объясняешь, что тебе очень помогает в таких случаях умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно, в подобных выражениях: "Не знаю, что вам сказать"; иногда: "Это не по моей части"; иногда: "Это меня не касается"; или: "Это выше меня", а иногда отвечать молча, одним поклоном, и проходить, как будто не расслышала или не поняла. А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: "Стараться не видеть злобы человека". В этом состоит чистота душевная. Все предстанем судилищу Христову, и не знаем, какой кто получит конец, и в единонадесятый час пришедших Господь приемлет покаяние, и таковым повелевает первым раздавать награды; а прежде пришедших упрекает, что в них око лукаво, яко Аз благ есмь. Всех Господь хощет спасти, вразумить и исправить, чтобы имели смирение и любовь, и не выставляли свои заслуги, потому что все туне спасаемся благодатию Христовою. Потребно всем нам помнить и не забывать Евангельское слово Самого Господа (Лк. 17: 10): егда сотворите вся поведенная вам, глаголите, яко раби неключими есмы. Ежели очень уж неудобно будет жить в новопомещенной келье ради многолюдства живущих близ и шумящих, то повремени; помолясь Богу, можешь у матушки игумении попросить келью более удобную. Даст — хорошо, а не даст — понуждайся потерпеть, смиряясь и считая себя недостойной лучшей кельи. При этом хорошо помнить, что Лот, когда в Содоме с многолюдством жил, праведным был; в Сигоре же, обезпечившись удалением от всех, тяжко согрешил. Опять скажу о твоих деньгах у родных, что хорошо бы их устроить так, чтобы получать их на содержание безмятежно и много не думая, и не заботиться о них. Совершенное нестяжание по настоящему времени невозможно. С помощью Божией умудряйся устраивать себе так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, который, по апостольскому слову, состоит из четырех частей: долготерпите ко всем... всегда радуйтеся, непрестанно молитеся и о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5: 14-16). Начинать должно с последнего, то есть с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением.

299. ОТ СЕБЯ И ОТ БЕСОВ В ДРУГОЙ МОНАСТЫРЬ НЕ УЙДЕШЬ

Писала ты, что в своем монастыре терпишь скорби, и желала бы перейти в другой монастырь... Но от себя и от бесов куда можно уйти? Скорбишь, что тебя от должностей отставили... Но в этом случае должно видеть Промысл Божий о тебе, Который через это доставляет тебе свободу и возможность упражняться более и более в молитве. Поэтому не скорбеть должно об отставлении тебя от должностей, а благодарить за сие благодетеля Бога. А что от встретившихся тесных обстоятельств ощущаешь скорбь, это самое должно показывать тебе, что еще не очищен в тебе внутренний человек. А это самое должно наклонять тебя к смирению, которое при молитве крайне необходимо. Скорби же везде должны встречать человека; и тем более враги наши душевные наносят оные людям, чем более замечают их стремление к Богоугождению, и в особенности желающим упражняться в молитве, которая для них несносна.

Милосердый Господь да вразумит тебя, и да укрепит в постигших тебя скорбях, а аще будет Его святая воля, да облегчит оные, насколько для тебя это полезно и потребно.

300. ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ НЕСТИ СКОРБЕЙ, НЕ БЕРИСЬ ИЗГОНЯТЬ БЕСОВ. ГНЕВАЙСЯ НЕ НА ЛЮДЕЙ, А НА БЕСОВ, ИСКУШАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

В последнем письме пишешь, что ты одну бесноватую насильно подвела к мощам, в храме вашем находящимся в частицах, и бес устами этой женщины грозил тебе за это навести скорби и досады. И после этого сама удивляешься, почему мать игумения и сестры к тебе нехорошо относятся. Явно, что по вражиим искушениям. Поэтому на врага и сердись, сколько тебе угодно, а не на сестер и мать игумению, искушаемых от врага. Вперед, если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами; а старайся жить в монастыре страннически, себе внимая и помалкивая, и не входя ни в какие дела. Тогда и уразумеешь самым делом апостольское слово (Рим. 13: 28): любящим Бога вся поспешествуют во благое. Сказано в псалмах (Пс. 33: 20; 31: 10): многи скорби праведным: многи раны грешному. В каком бы положении христианин ни находился, не может избежать скорбей и болезней.

Тебя блазнит то, что, может быть, по козням вражиим, мать игумения не заставляет теплить лампаду перед мощами. Апостол Павел был повыше матери игумений, да и тот о себе пишет: восхотех единою и дважды прийти к вам, и возбрани мне сатана. Поэтому ничему не удивляйся, а считай это попущением Божиим. И ни на что не блазнись, а лучше последуй совету святого Лествичника, который пишет так: "Если хочешь иметь гнев и злопомнение, то имей их не на людей, а на бесов, искушающих людей". Также оставь и неуместную ревность, почему то или другое не делается по порядку, как тебе думается; а лучше, как выше сказано, внимай себе, и довольно будет дела этого для тебя, по сказанному: кийджо бо от своих дел прославится или постыдится.