«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

301. КЕЛЬЯ ВЫСИТ, ЛЮДИ ИСКУШАЮТ, А НЕ ИСКУШЕН - НЕИСКУСЕН. ВИДЕНИЕ, БЫВШЕЕ МОНАХИНЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО НЕОСУЖДЕНИЯ БЛИЖНИХ. О МАРФЕ И МАРИИ

Между прочим, относительно других выражаешься так: "Горько мне видеть и сознавать, что кругом меня даже редко-редко слышится речь о Боге, а все какое-то пустое или намеренное хитрословие, или лесть, соединенная с предательством и человекоугодием". На это тебе скажу, что и между такими людьми жить полезнее, нежели в одиночестве и в удалении, считая это безопасным. Лот, когда жил в Содоме, был праведен; а когда удалился в Сигор, считая это место безопасным, то тяжко согрешил. Не напрасно написано в "Отечнике": "Келья высит, а люди искушают". Через претерпение же искушений человек делается искусным. А о противном пишет апостол: не искушен — неискусен. Да и, кроме того, заповедь Евангельскую имеем, — не спешить судить, нездраво рассуждать и неправо осуждать.

Недавно приехала в Оптину из-за Киева монахиня ревностная, строгая по жизни, но склонная судить и осуждать, под благовидными предлогами, других, особенно, с ней живущих. Она сказывала мне, какое было ей видение. "Вижу, говорит, во сне, будто бы множество разнообразных птичек, весьма приятных по виду, садились мне на правое плечо и на руки и по всему правому боку, и даже лезли под ряску. Видеть их мне было очень приятно. Но в то же время с другой стороны стали садиться на меня птички черные по виду, цветом как галки, грачи или вороны, и мне их неприятно было видеть. И вдруг слышу какой-то голос говорящий: "Для Бога дороги и эти, как и первые. И они могут исправиться, и быть подобными первым. Поэтому не суди и не осуждай". С этими словами я проснулась и мне казалось, что еще ощущала некоторых птичек под платьем, поэтому не вдруг перестала себя ощупывать".

Все сказанное да научит нас с тобой не спешить судить и осуждать, потому что видимые нами люди внутри не всегда таковы, какими кажутся снаружи. Нередко человек начнет говорить по обычной немощи человеческой, и, не окончив еще разговора, уже начинает сознавать, что он говорит не то, что следует; а придя в келью, горько раскаивается в сказанном или сделанном. Преподобный Марк Подвижник пишет: "От дел и словес и помышлений праведник един, а от покаяния праведницы быша мнози".

Оставаться с собой и Богом — это хорошо, если действительно так. В псалме на каждой вечерне читаем: един есмь аз, дондеже прейду, то есть живя среди многих, полезно уединяться и с собой одним оставаться. Это помогает избегать многих сетей вражеских, если при этом не будем плохо разуметь о ближнем. Ты резко отозвалась о сестре, для которой, по мнению твоему, будто бы существует одна только обрядовая часть религии. Нельзя совсем осуждать и эту часть, потому, как читаем в тропарях многих святых, что деяние есть восход к видению; а еще более потому, что дарования даются людям различные, как говорится в Евангелии (Мф. 25: 15): овому... дадеся пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его. И усугубившие пять и два равно вошли в радость Господа своего. Марфа и Мария, сестры Лазаревы, были сестры родные, но дарования имели различные. Мария присидела при ногу Иисусову, слушая Его Божественные глаголы, а Марфа готовила обед, чтобы учредить Христа пришедшего. А если бы они обе сидели при ногу Иисусову, кто бы приготовил обед для учреждения Христа? И сверх того, нигде не писано, чтобы одна только Мария вошла в Царствие Небесное, а Марфа осталась вне. Святой авва Дорофей, удерживая нас от строгого осуждения других, говорит так: "Может быть, в брате или сестре, которых осудить понуждает нас помысл, есть одно добро, которое пред Богом ценнее всей нашей жизни".

Наконец, пишешь, что для тебя грустно и тяжко сознавать, что Господь у всех как бы на последнем плане... На это тебе скажу: ежели мнение пророка Илии не оправдалось, взывавшего ко Господу (3 Цар. 19: 14, 18): олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша... остах аз един, и ищут души моея; и сказано было ему от Господа: оставих седмь тысящ мужей... преклонивших колена пред Ваалом, то наше с тобою мнение может оказаться еще ошибочнее. И апостол предостерегает: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10: 12).

302. ВНИМАЙ СЕБЕ И СВОЕМУ СПАСЕНИЮ

Бывшее тебе видение означает то, чтобы ты в затруднительном твоем положении не унывала и не малодушествовала. Белая одежда означает, что нужно держаться всегда истинного и искреннего покаяния, растворяемого нелицемерным смирением. Елей и помазание елеем означает милость Божию. А где милость Божия, там и всесильная Его помощь. Ободряйся бывшим видением, и не малодушествуй среди окружающих неудобств, держась благого совета внутреннего гласа: "Не занимайся ничьими здесь делами; пусть все как хотят". А ты внимай себе и своему спасению, ожидая решения о себе от Всеблагого Промысла Божия. Как Господу угодно, так Он и да устроит о нас полезное. Никогда не выпускай из памяти следующей Евангельской заповеди Божией: Не судите, и не судят вам... не осуждайте, да не осуждени будете. Любите враги вашя... добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы (Лк. 6: 37; Мф. 5: 44).

303. ЧТО ЗНАЧАТ СЛОВА: "СТЯЖИ ДРУГА ГОСПОДА"

В последнем письме твоем спрашиваешь, что значат слова: "Стяжи друга Господа". Слова эти означают, чтобы стараться быть истинной ученицей Христовой, чтобы удостоиться услышать, что удостоились услышать от Господа истинные ученики Его: Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам... Сия заповедаю вам, да любите друг друга... болши сея любве никтоже иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15: 14-15, 17,13). Заповедь же Господня полагать душу за ближнего состоит, по Евангельскому слову, в том, чтобы любить врагов, благотворить ненавидящим нас, благословлять клянущих и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны; также и в том, чтобы, по силе нашей и возможности, защищать ближнего от врагов видимых и невидимых, и чем можно и как можно помогать ему. Апостол Павел пространнее объясняет свойства любви к ближним: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется о неправде (ближних), радуется же о истине (их): вся любит (то есть все покрывает любовью), всему веру емлет, вся уповает, вся (печальная) терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13: 4-8).

К этому присоедини и Нагорную проповедь Господа в 5-й, 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея. Помни и сказанное в псалме: Вси путие Господни милость и истина (Пс. 24: 10), то есть должно ближнему оказывать милость и всякое снисхождение, а от себя самих требовать всякой истины — исполнения заповедей Господних.

Старайся подражать и той преподобной матери, которая, видя в себе зависть и ненависть, и слыша разные клеветы, говорила себе самой: "Я недостойна любви их". А когда находит на тебя смущение по этим причинам, повторяй псаломское слово: Мир мног любящым закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Пишешь, что ты не ладишь со своей келейницей. Знай и помни, что через нее враг старается искушать тебя. Блаженный Экдик пишет: "Егда помолишися, якоже подобает, ожидай тех, якоже не подобает". Хорошо помолившегося враг старается после подвигнуть на гнев под благовидными предлогами. Помни это, и будь осторожна.

О начальственном избрании — оставь это на волю Божию. А кто станет лукаво тебе говорить об этом, отвечай: "Есть пословица: бабушка надвое сказала, либо будет это, либо нет". А искренно толкующим об этом отвечай: "Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст".