«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Спрашиваешь, как тебе быть и держать себя, потому что всюду видится тобою одна личина?.. Сама объясняешь, что тебе очень помогает в таких случаях умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно, в подобных выражениях: "Не знаю, что вам сказать"; иногда: "Это не по моей части"; иногда: "Это меня не касается"; или: "Это выше меня", а иногда отвечать молча, одним поклоном, и проходить, как будто не расслышала или не поняла. А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: "Стараться не видеть злобы человека". В этом состоит чистота душевная. Все предстанем судилищу Христову, и не знаем, какой кто получит конец, и в единонадесятый час пришедших Господь приемлет покаяние, и таковым повелевает первым раздавать награды; а прежде пришедших упрекает, что в них око лукаво, яко Аз благ есмь. Всех Господь хощет спасти, вразумить и исправить, чтобы имели смирение и любовь, и не выставляли свои заслуги, потому что все туне спасаемся благодатию Христовою. Потребно всем нам помнить и не забывать Евангельское слово Самого Господа (Лк. 17: 10): егда сотворите вся поведенная вам, глаголите, яко раби неключими есмы. Ежели очень уж неудобно будет жить в новопомещенной келье ради многолюдства живущих близ и шумящих, то повремени; помолясь Богу, можешь у матушки игумении попросить келью более удобную. Даст — хорошо, а не даст — понуждайся потерпеть, смиряясь и считая себя недостойной лучшей кельи. При этом хорошо помнить, что Лот, когда в Содоме с многолюдством жил, праведным был; в Сигоре же, обезпечившись удалением от всех, тяжко согрешил. Опять скажу о твоих деньгах у родных, что хорошо бы их устроить так, чтобы получать их на содержание безмятежно и много не думая, и не заботиться о них. Совершенное нестяжание по настоящему времени невозможно. С помощью Божией умудряйся устраивать себе так, чтобы возможно было держаться внутреннего подвига, который, по апостольскому слову, состоит из четырех частей: долготерпите ко всем... всегда радуйтеся, непрестанно молитеся и о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5: 14-16). Начинать должно с последнего, то есть с благодарения за все. Начало радости — быть довольным своим положением.

299. ОТ СЕБЯ И ОТ БЕСОВ В ДРУГОЙ МОНАСТЫРЬ НЕ УЙДЕШЬ

Писала ты, что в своем монастыре терпишь скорби, и желала бы перейти в другой монастырь... Но от себя и от бесов куда можно уйти? Скорбишь, что тебя от должностей отставили... Но в этом случае должно видеть Промысл Божий о тебе, Который через это доставляет тебе свободу и возможность упражняться более и более в молитве. Поэтому не скорбеть должно об отставлении тебя от должностей, а благодарить за сие благодетеля Бога. А что от встретившихся тесных обстоятельств ощущаешь скорбь, это самое должно показывать тебе, что еще не очищен в тебе внутренний человек. А это самое должно наклонять тебя к смирению, которое при молитве крайне необходимо. Скорби же везде должны встречать человека; и тем более враги наши душевные наносят оные людям, чем более замечают их стремление к Богоугождению, и в особенности желающим упражняться в молитве, которая для них несносна.

Милосердый Господь да вразумит тебя, и да укрепит в постигших тебя скорбях, а аще будет Его святая воля, да облегчит оные, насколько для тебя это полезно и потребно.

300. ЕСЛИ НЕ ХОЧЕШЬ НЕСТИ СКОРБЕЙ, НЕ БЕРИСЬ ИЗГОНЯТЬ БЕСОВ. ГНЕВАЙСЯ НЕ НА ЛЮДЕЙ, А НА БЕСОВ, ИСКУШАЮЩИХ ЛЮДЕЙ

В последнем письме пишешь, что ты одну бесноватую насильно подвела к мощам, в храме вашем находящимся в частицах, и бес устами этой женщины грозил тебе за это навести скорби и досады. И после этого сама удивляешься, почему мать игумения и сестры к тебе нехорошо относятся. Явно, что по вражиим искушениям. Поэтому на врага и сердись, сколько тебе угодно, а не на сестер и мать игумению, искушаемых от врага. Вперед, если не хочешь нести скорби, не берись помогать одержимым бесами; а старайся жить в монастыре страннически, себе внимая и помалкивая, и не входя ни в какие дела. Тогда и уразумеешь самым делом апостольское слово (Рим. 13: 28): любящим Бога вся поспешествуют во благое. Сказано в псалмах (Пс. 33: 20; 31: 10): многи скорби праведным: многи раны грешному. В каком бы положении христианин ни находился, не может избежать скорбей и болезней.

Тебя блазнит то, что, может быть, по козням вражиим, мать игумения не заставляет теплить лампаду перед мощами. Апостол Павел был повыше матери игумений, да и тот о себе пишет: восхотех единою и дважды прийти к вам, и возбрани мне сатана. Поэтому ничему не удивляйся, а считай это попущением Божиим. И ни на что не блазнись, а лучше последуй совету святого Лествичника, который пишет так: "Если хочешь иметь гнев и злопомнение, то имей их не на людей, а на бесов, искушающих людей". Также оставь и неуместную ревность, почему то или другое не делается по порядку, как тебе думается; а лучше, как выше сказано, внимай себе, и довольно будет дела этого для тебя, по сказанному: кийджо бо от своих дел прославится или постыдится.

301. КЕЛЬЯ ВЫСИТ, ЛЮДИ ИСКУШАЮТ, А НЕ ИСКУШЕН - НЕИСКУСЕН. ВИДЕНИЕ, БЫВШЕЕ МОНАХИНЕ, ОТНОСИТЕЛЬНО НЕОСУЖДЕНИЯ БЛИЖНИХ. О МАРФЕ И МАРИИ

Между прочим, относительно других выражаешься так: "Горько мне видеть и сознавать, что кругом меня даже редко-редко слышится речь о Боге, а все какое-то пустое или намеренное хитрословие, или лесть, соединенная с предательством и человекоугодием". На это тебе скажу, что и между такими людьми жить полезнее, нежели в одиночестве и в удалении, считая это безопасным. Лот, когда жил в Содоме, был праведен; а когда удалился в Сигор, считая это место безопасным, то тяжко согрешил. Не напрасно написано в "Отечнике": "Келья высит, а люди искушают". Через претерпение же искушений человек делается искусным. А о противном пишет апостол: не искушен — неискусен. Да и, кроме того, заповедь Евангельскую имеем, — не спешить судить, нездраво рассуждать и неправо осуждать.

Недавно приехала в Оптину из-за Киева монахиня ревностная, строгая по жизни, но склонная судить и осуждать, под благовидными предлогами, других, особенно, с ней живущих. Она сказывала мне, какое было ей видение. "Вижу, говорит, во сне, будто бы множество разнообразных птичек, весьма приятных по виду, садились мне на правое плечо и на руки и по всему правому боку, и даже лезли под ряску. Видеть их мне было очень приятно. Но в то же время с другой стороны стали садиться на меня птички черные по виду, цветом как галки, грачи или вороны, и мне их неприятно было видеть. И вдруг слышу какой-то голос говорящий: "Для Бога дороги и эти, как и первые. И они могут исправиться, и быть подобными первым. Поэтому не суди и не осуждай". С этими словами я проснулась и мне казалось, что еще ощущала некоторых птичек под платьем, поэтому не вдруг перестала себя ощупывать".

Все сказанное да научит нас с тобой не спешить судить и осуждать, потому что видимые нами люди внутри не всегда таковы, какими кажутся снаружи. Нередко человек начнет говорить по обычной немощи человеческой, и, не окончив еще разговора, уже начинает сознавать, что он говорит не то, что следует; а придя в келью, горько раскаивается в сказанном или сделанном. Преподобный Марк Подвижник пишет: "От дел и словес и помышлений праведник един, а от покаяния праведницы быша мнози".

Оставаться с собой и Богом — это хорошо, если действительно так. В псалме на каждой вечерне читаем: един есмь аз, дондеже прейду, то есть живя среди многих, полезно уединяться и с собой одним оставаться. Это помогает избегать многих сетей вражеских, если при этом не будем плохо разуметь о ближнем. Ты резко отозвалась о сестре, для которой, по мнению твоему, будто бы существует одна только обрядовая часть религии. Нельзя совсем осуждать и эту часть, потому, как читаем в тропарях многих святых, что деяние есть восход к видению; а еще более потому, что дарования даются людям различные, как говорится в Евангелии (Мф. 25: 15): овому... дадеся пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его. И усугубившие пять и два равно вошли в радость Господа своего. Марфа и Мария, сестры Лазаревы, были сестры родные, но дарования имели различные. Мария присидела при ногу Иисусову, слушая Его Божественные глаголы, а Марфа готовила обед, чтобы учредить Христа пришедшего. А если бы они обе сидели при ногу Иисусову, кто бы приготовил обед для учреждения Христа? И сверх того, нигде не писано, чтобы одна только Мария вошла в Царствие Небесное, а Марфа осталась вне. Святой авва Дорофей, удерживая нас от строгого осуждения других, говорит так: "Может быть, в брате или сестре, которых осудить понуждает нас помысл, есть одно добро, которое пред Богом ценнее всей нашей жизни".

Наконец, пишешь, что для тебя грустно и тяжко сознавать, что Господь у всех как бы на последнем плане... На это тебе скажу: ежели мнение пророка Илии не оправдалось, взывавшего ко Господу (3 Цар. 19: 14, 18): олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша... остах аз един, и ищут души моея; и сказано было ему от Господа: оставих седмь тысящ мужей... преклонивших колена пред Ваалом, то наше с тобою мнение может оказаться еще ошибочнее. И апостол предостерегает: мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10: 12).

302. ВНИМАЙ СЕБЕ И СВОЕМУ СПАСЕНИЮ