«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ты пишешь, что в простые дни не ходишь в трапезу, чтобы не видеть там безпорядков и ссор; также, чтобы не заставлять келейную готовить в общей кухне, и во избежание столкновения, ты две недели питалась одним чаем с хлебом, и как бы почувствовала себя несколько крепче. Но всегда делать так неудобно, — можешь подвергнуться засорению желудка, от чего бывают головные боли. Потребно, хоть вперемешку, употреблять хоть холодный обед или ужин: картофель, или огурцы с квасом, если можешь, процеженный горох с очищенными огурцами, а иногда горячий картофельный суп, или горячую кашку. По усмотрению твоему, придумай что-либо вроде этого. Пишешь, что игумения ради пожара запретила тебе дровами готовить пищу в камине. В нашей стороне один мудрец придумал готовить суп и кашку углями в железной печке под самоварной трубой. Печка эта менее самовара; в нее входит только одна кастрюлька; и стоит очень дешево. Если хочешь, пожалуй, можно прислать по почте. Умеющие готовить варят суп в полчаса.

307. ПРИ ОЩУЩАЕМОЙ ДУХОВНОЙ РАДОСТИ ДОЛЖНО ОСТЕРЕГАТЬСЯ НЕ ВПАСТЬ В ПРЕЛЕСТЬ ВРАЖИЮ

Касательно ощущаемой тобою радости и виденного тобою сна (не написала ты, видела ли ты при этом изображение креста на чем-либо) и сказанных тогда слов, что любящие Господа должны говорить только о духовном и необходимом, а не о человеческих вещах, пребывая в молитве, приведу тебе псаломское слово: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2: 11). Что значит — работать Господеви со страхом, — объяснил преподобный Агафон Великий перед своей смертью, когда спрашивали его: "Неужели и ты боишься, отче?" На что он отвечал: "Я старался всякую заповедь Божию исполнять по своей силе; но я человек, — почему могу знать, угодно ли мое дело Богу, или нет. Ин суд человеческий, и ин суд Божий".

Сими словами святой Агафон явно показал, что работающему Господеви должно иметь и смирение и осторожность, чтобы как-нибудь не сделать какой-либо ошибки, которая в будущем веке не может быть уже поправлена.

А что значат слова — и радуйтеся Ему со трепетом — объясняет святой Иоанн Лествичник в 7-й степени: "Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не обольстившися ею, волка вместо пастыря приимешь". Проще сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую середину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: "Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное" (в "Добротолюбии", гл. 28. О мнящихся от дел оправдитися). Также помнить предостережение Григория Синаита в последней (или 7-й) главе о безмолвии, в "Добротолюбии": "Что сотворит кто, егда преобразуется бес во ангела светла".

Пишешь, что в одно время тебе казалось, что ты очень любишь Господа. А Господь во Евангелии глаголет (Мф. 5: 44): любите враги вашя...добро творите ненавидящим вас... благословите кленущыя вы... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, и далее. Старайся всегда поверять свои чувства, — согласны ли они с Евангельским учением и учением святых отцов. Преподобный Нил Сорский пишет о себе, что он никогда не принимал того мнения или мысли, хотя бы они казались очень ясны и удобопонятны, пока не найдет на них свидетельство в учении Евангельском, или апостольском, или святоотеческом.

Еще пишешь, что ты всегда имела и имеешь потребность в прислуге. На всякий случай хорошо бы приучиться делать тебе самой около себя потребное. Также не мешало бы поучиться, чтобы уметь варить что-либо для себя, чтобы не всегда иметь нужду в помощи других. Тебе все толкуют о начальстве; но думай, что это может случиться только по двум причинам: или по особенной воле Божией, или потому, если правильно не устроишься и не удержишься на молитвенной стези, как пишет о последней причине смиренный Никита Стифат в "Добротолюбии".

По духовному же твоему настроению тебе прилична более безмолвная жизнь, для которой прислуга пригодна, но не всегда, — иногда и мешать может. Но всеблагий Промысл Божий лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет.

308. МОЛИСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им во грех, глаголя: не ведят бо что творят (Ин. 23: 34). Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься. Ты не раз писала, чтобы избавить тебя от Б... личности. Но, думаю, что ты Лазаря наизусть поешь. Когда ты была в Оптине, этой личности тут не было, и потому не могла ты ее видеть, а видела какую-либо другую. Когда приедешь и увидишь, тогда и можно начать избавление. Собственным своим опытом ты испытала и испытываешь, как тяжело нести притеснение по одному подозрению. Помни это, и не забывай, и остерегайся действовать без испытания и исследования.

Повторю: ободрись, и перестань малодушествовать, и особенно остерегайся гнева, который правды Божией не соделовает. Молись, и перечитывай мои письма, в которых не раз тебе было сказано: ежели не исполняем заповеди Божией — любите враги вашя, добро творите ненавидящим вас... благословите кленущия вы... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы, то чем различествуем от язычников, которые только любящих любят! Ежели хочешь гневаться, то гневайся и негодуй на невидимых поджигателей, которыми ты была окружена (как видела в видении). Они-то всех стараются путать и запутывать под благовидными предлогами, как хищные и злобные волки в овечьих кожах. Поэтому будь благоразумна и осмотрительна и осторожна, чтобы не спешить огорчаться, чему последует душевредный гнев и негодование, и прочее, и прочее.

309. ВО ВСЯКОМ ДЕЛЕ НУЖНА ПОСТЕПЕННОСТЬ. СЛОВА ДРУГИХ И СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА ДОЛЖНО ПРОВЕРЯТЬ РАССМОТРЕНИЕМ И МОЛИТВОЙ

Ты преждевременно заботишься избавиться от Б... особы. Есть старинная русская пословица: "Поспешишь — людей насмешишь". Вдруг отстранять ее нет никакой надобности и потребности; да и будет очень неловко, и душеприказчикам не понравится. А самое дело лучше укажет, как нужно будет поступить. Взять тебе вдруг все дело на себя одну будет тяжело, и многое попечение будет мешать молитвенному настроению. Во всяком деле нужна постепенность и последование примеру святых отцов. В монастыре казначей, благочинный, келлиарх, эконом назначены преподобным Феодором Студитом. Мы не можем быть премудрее сего святого отца, который сумел управлять тысячью братии. Повторяю, придержимся лучше постепенности и рассмотрению на самом деле. Самое же дело таково: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, и Хам не оставлен, а перевезен через потопные воды. И Евангельское слово Самого Господа (Мф. 13: 30): оставите расти обое́ до жатвы.

И еще скажу. Собственный твой опыт должен научить тебя, что не следует скоро доверять тому, что люди говорят, равно и вдруг родившемуся чувству, по этой или другой причине; а следует проверять это, во-первых, рассмотрением, а во-вторых, и молитвой. Представляя и то лицо, должно молиться: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас, и устрой о нас полезное и спасительное". После и видно будет, что и как.