«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

При таком направлении хотящему иметь покой в Господе необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118: 165).

Пишешь, что тебе мать игумения сказала: "Ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Божий". И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устроит.

315. В СЕРЬЕЗНОЙ БОЛЕЗНИ НЕ ДОЛЖНО ОТЛАГАТЬ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковный, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры... воздвигнет его... и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5: 14-15). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы соборовались, и аз, грешный, советую вам особороваться святым елеем, не отлагая.

Как слышу, как и думаю, так и пишу вам, а вы сотворите полезнейшее.

316. МЫ, НОВЫЕ МОНАХИ, СОВЕРШЕННО ИЗМЕНИЛИ ДРЕВНИЙ ПОРЯДОК ОТНОСИТЕЛЬНО СВИДАНИЙ С РОДНЫМИ

В последнем письме твоем пишешь, что брат твой болен и ты желала бы его видеть. Видеть бы приятно, да не всегда полезно, и сопряжено это со многими неудобствами. Уже мы, новые монахи, совсем изменили древний порядок. Пимен Великий и его братья не захотели видеться и с пришедшей к ним матерью. Не ложно слово Господне: иже оставит... отца, или матерь... или братию и прочих — сторицею приимет в веце сем, и в век грядущий живот вечный... наследит (Мф. 19: 29-30; Мк. 10: 30). Впрочем, оставь это дело до Фоминой недели, тогда виднее будет из обстоятельств, на что нужно будет решиться. Молись Богу, чтобы Господь устроил полезное и для брата, по Своей святой воле.

317. ДЛЯ УМИРОТВОРЕНИЯ НУЖНО ДОМА СМИРЯТЬСЯ, А НЕ В ДАЛЕКИЙ ПУТЬ ПУСКАТЬСЯ

Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, — это будет прочнее. Одни царственные особы, ради умиротворения, уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению; благоразумному разбойнику и голени перебили, а он, ради получения обещанного Господом Царствия Небесного, все терпел, а мы с тобой как хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье, а не по домашним претензиям.

318. НАСТАВЛЕНИЕ СБОРЩИЦЕ

Не унывай, сестра, а всячески старайся себя воздвигнуть к бодрости, чтобы хоть по-возможному проходить свое послушание. Собирай, сколько можешь собрать; теперь время мудреное, и не для сборщиков. Приятнее собрать побольше, но тут примешивается и тщеславие; а как мало, то и потщеславиться нечем. Причина, почему ты одурела и ослабела к сбору, частью заключается в прежней путанице, а частью — и в старости твоей. Воздвигай себя самоукоренением, а вместе проси и помощи Божией со смирением, исповедуя прежнее заблуждение, чтобы могла ты, елико возможно, проходить свое послушание в монашеском духе.

319. СБОРЩИКИ И СБОРЩИЦЫ, В ЧЕМ НУЖДАЮТСЯ, МОГУТ ПРИОБРЕТАТЬ ИЗ СБОРНЫХ ДЕНЕГ

Спрашиваешь меня, через Поликсену Васильевну, не сшить ли Дуняше подрясник и купить ей платок. Сказано: служащие алтарю от алтаря питаются. Так и сборщики и сборщицы: денег брать не должны, а в чем нуждаются, могут приобретать из сборных денег. Главная сборщица — как сама хочет, а о помощнице всячески должно позаботиться, то есть что обносилась и в чем нуждается — следует ей сделать из одежды, обуви, и даже из белья.

Мир тебе и Дуняше, помощнице твоей.