«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Тебя безпокоит неуместная брань плотская. Где должна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе, кажется тебе, кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Небесной и Ангелу Хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Так же нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более усилится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. Это вернее.

333. В БОЛЕЗНЯХ ПОТРЕБНО ТЕРПЕНИЕ СО СМИРЕНИЕМ

Хронические болезни, как телесные, так и душевные неудобно лечатся, но у Бога все возможно, только потребно терпение со смирением. Притом должно объяснять свои немощи и поступки определенно, так и объясняй; если что другое почувствовала — так и передавай; тогда врачевание лучше пойдет Божией помощью, только не должно малодушествовать, а терпеливо ожидать измены от десницы Вышняго.

334. НЕ ДУМАЙ, ЧТО МНЕ ТЕБЯ НЕ ЖАЛЬ

Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль. Если бы так было, зачем бы я стал бранить тебя много раз. Что ты не хлопочешь о средствах, когда ты думала все воздухом питаться. А вот теперь дело и дошло до великого недоумения, даже и до слез; и твое самоукорение опять тебе говорит, что мне тебя не жаль. Ведь такое увертливое; не скоро сознается в своей ошибке, а всегда найдет сказать что-нибудь, хоть побочное. Впрочем, не унывай, а лучше надейся на всеблагий Промысл Божий; силен Господь пропитать нас.

335. НЕ ВИНИ ДРУГИХ - ИЩИ УСПОКОЕНИЯ В ЧИСТОЙ СОВЕСТИ

Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других, — и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть — сама себе успокоение, зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится.

336. ВСЯК САМ ЗА СЕБЯ ОТВЕЧАЕТ

Все прочитал, и все оставим на суд Божий и предадим забвению, заботясь только о своем спасении; так поступая, можем обрести и мир душевный, оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе — и довлеет нам.

337. УЧИСЬ ПОНИМАТЬ МОНАСТЫРСКУЮ ЖИЗНЬ. В БОЛЕЗНЯХ НЕВОЛЬНЫХ МИЛОСТЬ БОЖИЯ СОКРЫТА

Учись понимать и монастырскую жизнь; когда поймешь, тогда можешь понуждаться и на самое дело, от которого укореняется мир в душе, премогающий всякие неудобства. "В болезнях невольных милость Божия сокрыта", — говорит преподобный Марк Подвижник.

338. НЕ НАДО МАЛОДУШЕСТВОВАТЬ, НО ЗА ВСЕ БЛАГОДАРИ БОГА

Мир тебе и Божие благословение, и всякое утверждение в добром и спасительном, и, прежде всего, в мире душевном и всяком мужестве и долготерпении и удалении от всякого малодушия, зело отягчающего немощных душой и телом, для которых нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все случающееся приятное и неприятное, и никого не винить, кроме себя самих, за многое и во многом повинных; других же винить — нисколько нас не успокоит, а еще более смутит.

339. ЕСТЬ СПАСЕНИЕ И ВНЕ МОНАСТЫРЯ, НО С БОЛЬШИМ ТРУДОМ