«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Смущение и недоумение — до малодушия и отчаяния. Причина всему этому — горделивость твоя, и неразумие твое, и неведение духовной брани. Враг всегда так делает: где человеку может быть духовная польза через отношение духовное, тут он старается сделать препятствие, внушая неразумеющему скверные помыслы и тому подобные движения, и делает все это по злобной зависти своей к пользе человеческой.

Тебе следовало разумевать кознь вражию и покаянно объяснять это смирением, а иногда презирать, стремясь к предлежащему делу, а ты смущаешься до малодушия, утешая тем врага. Умужествись о Господе.

352. ИСПРАВЛЕНИЕ БЫВАЕТ НЕ БЕЗ ТРУДА

Едва удосужился я прочитать длинное и искреннее твое исповедание. Отныне положим начало благого исправления, которое бывает не без труда и понуждения в терпении со смирением. Но унывать не должно, и не должно думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно, с Божией помощью.

353. БЕЗМОЛВИЕ ТЕЛЕСНОЕ И БЕЗМОЛВИЕ ДУХОВНОЕ, И КАК ОНИ ПРИОБРЕТАЮТСЯ

В последнем письме пишешь о крайнем безмолвии и уединении. На это скажу тебе, что и всякое дело делается не вдруг, а постепенно, кольми паче безмолвие и уединение не вдруг можно усвоить, а нужна большая постепенность. Прежде всего знай, что, по слову святого Лествичника, безмолвие телесное означает благочиние чувств телесных, то есть очей, слуха и языка, равно и чрева, а безмолвие внутреннее состоит в благочинии помыслов, чтобы отвергать не только страстные помыслы, но и гневные, и осудительные, равно тщеславные и подозрительные. Начинать нужно, с Божией помощью, с благоразумного молчания. На вопросы отвечать кратко и кротко, по потребности; по кельям без надобности не ходить и о ненужном не толковать; где придется быть, особенно беречься судить и осуждать, кольми паче никому ничем не досаждать. А если по немощи, по старой привычке, согрешишь в чем и напутаешь, приноси в этом покаяние сперва пред Богом, а потом и пред духовным отцом.

354. ПОРИЦАЯ ДРУГ ДРУГА ЛИШАЕМСЯ ВЗАИМНОГО МИРА

Поздравляю тебя со днем Ангела и сердечно желаю, чтобы, за молитвами святителя Евмения, Всеблагий Господь подал тебе иметь твердое разумие и не смущаться разными толками. Обычные немощи человеческие: младшие толкуют про старших, а старшие про младших; и все мы забываем апостольский совет или, вернее, заповедь (Кол. 3: 12-15): Облецытеся... якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, прощающе друг друга... аще кто на кого имать поречение...и мир Божий да водворяется в сердцах ваших. Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его, то есть Божие, и апостол пишет (1 Ин. 4: 16): пребывали в любви в Бозе пребывает. Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не завидит, не превозносится, не гордится (то есть не уничижает никого), не безчинствует, не ищет своих си, не мыслит и не помнит зла, всех любит, то есть покрывает всех немощи и недостатки, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает.

Если все сказанное будем только прилагать к нам самим, зазирая себя в недостатках своих, то получим от сего великую пользу и возвеселим Ангела своего Хранителя и святителя Евмения.

355. ОСТАВЛЯЮЩИЕ МОНАШЕСТВО УПОДОБЛЯЮТСЯ ИУДЕ ПРЕДАТЕЛЮ

Чадце мое неблагодарное и неразумное. Да весть малодушие твое, что никто из человек не имеет права дозволять кому бы то ни было оставить воспринятый им путь благочестивой жизни. Потому что воспринявшие монашество и оставившие оное уподобляются Иуде предателю, который ни у кого не просил на это дозволения, а самоизвольно предал, и сам терпит горькую участь свою во аде. У кого есть еще сколько-нибудь смысла, тот не должен решаться подражать такому жалкому и злополучному человеку, а лучше пусть потерпит временные неудобства, и временную малую скорбь, чтобы получить вечную милость Божию велику.

356. НАДО БЫТЬ ТВЕРЖЕ

Напрасно ты все так к сердцу принимаешь. Потверже быть — и покойнее, и полезнее. Теперь назад ворочаться уже нельзя, а лучше все случающееся потерпеть, и получить милость Божию. Господь тебя да простит!

357. В НОВОЙ КЕЛЬЕ ЖЕЛАЕТ ОБНОВЛЕНИЯ ДУШЕВНОГО И ТЕЛЕСНОГО