«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

369. ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ СКОРБИ МОЛИСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ. ЧИТАЙ ЕВАНГЕЛИЕ

Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: "Спаси, Господи, и помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ея молитвами помоги мне, окаянной и грешной". Молиться так имеешь Евангельскую заповедь от Самого Господа, глаголющего (Мф. 5: 44): любите враги вашя ...благотворите ненавидящым вас... благословляйте кленущыя вас... и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы. Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться. А когда будешь молиться так, с верой и усердием, то и особа эта к тебе может перемениться на лучшее.

Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали; понимаешь-не понимаешь, — читай. Благодатное слово Евангельское сильно прогонять скуку и уныние, и успокоит тебя; только читай побольше и подольше, признавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя и к обнаружению внутреннего затаенного залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной Евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим (Мф. 11: 29): научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Господь и через апостола глаголет (Рим. 12: 19): Мне отмщение, Аз воздам, то есть предоставь все Господу, и Господь воздаст, так как ты и не сильна воздать, хотя бы и хотела.

370. ПРИНИМАТЬ ЛИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕЙ СЕСТЕР ОТ ПОСТРИГА?

Сестра о Господе и чадо духовное, мать N!

Письмо твое, от 28 февраля, получил 7 марта и зараз отвечаю тебе. Пишешь, что я сержусь на тебя, что долго не отвечаю. Нисколько я на тебя не сержусь, а болезнь и крайний недосуг не позволили мне писать тебе. И теперь пишу вкратце, по тем же причинам.

Поздравляю тебя с облачением в мантию и милости Божией желаю. Спрашиваешь, принимать ли тебе сестер от пострига? Скажи им, что, если вы не боитесь скорби, то я не отказываюсь; но только вперед говорю, что вас будут подозревать в наговорах мне и будут ненавидеть; вот вам и пример, одну я взяла с охотой, и теперь все ее гонят.

Спрашиваешь еще, водяные или духовые устраивать в церкви печи. Водяные неудобны, и два раза нужно в сутки топить; а лучше устроить духовые нового изобретения, но не Амосовские, от которых иконостас портится.

Благожелательно о Господе приветствую мать игумению Н.

Призывая на обеих вас, и на обитель вашу, мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

371. ДОЛЖНО ИСКАТЬ СЛАВЫ НЕ СВОЕЙ, А БОЖИЕЙ. ОБ ОТНОШЕНИИ МАТЕРИ КАЗНАЧЕИ К ИГУМЕНИЙ, И О БИСМАРКЕ

Держись более среднего тона; так будет благонадежнее и вернее. Письмо твое получил, в котором описываешь борьбу твою с помыслами, тебя огорчающими. Ты более всех трудишься, а другие этого не хотят ценить, и первая — мать игумения, которая, со своей стороны, мне пишет, что готова всячески тебя успокоить и сочувствует тебе в твоей борьбе, но не имеет возможности заставить других, чтобы ценили твои труды и хлопоты по обители.

Предлагаю тебе два средства к твоему успокоению.

1) Мать N, по болезни своей, никак не согласилась бы принять настоятельство, а решилась принять его лишь ради того, чтобы вывести тебя из затруднительного положения, в котором ты находилась в N монастыре, как сама ты все это мне объяснила. Помни это, и не забывай. Когда это будешь помнить, то менее будешь претендовать на игумению, когда она, по должности своей и обязанности, подает свой голос; так как и невозможно всегда молчать игумении. А матери казначее следует иногда при других и промолчать, до времени, когда делаются матерью игуменией о чем-нибудь вопросы, хотя бы после эти дела пришлось заканчивать матери казначее.