«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Спрашиваешь еще, водяные или духовые устраивать в церкви печи. Водяные неудобны, и два раза нужно в сутки топить; а лучше устроить духовые нового изобретения, но не Амосовские, от которых иконостас портится.

Благожелательно о Господе приветствую мать игумению Н.

Призывая на обеих вас, и на обитель вашу, мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

371. ДОЛЖНО ИСКАТЬ СЛАВЫ НЕ СВОЕЙ, А БОЖИЕЙ. ОБ ОТНОШЕНИИ МАТЕРИ КАЗНАЧЕИ К ИГУМЕНИЙ, И О БИСМАРКЕ

Держись более среднего тона; так будет благонадежнее и вернее. Письмо твое получил, в котором описываешь борьбу твою с помыслами, тебя огорчающими. Ты более всех трудишься, а другие этого не хотят ценить, и первая — мать игумения, которая, со своей стороны, мне пишет, что готова всячески тебя успокоить и сочувствует тебе в твоей борьбе, но не имеет возможности заставить других, чтобы ценили твои труды и хлопоты по обители.

Предлагаю тебе два средства к твоему успокоению.

1) Мать N, по болезни своей, никак не согласилась бы принять настоятельство, а решилась принять его лишь ради того, чтобы вывести тебя из затруднительного положения, в котором ты находилась в N монастыре, как сама ты все это мне объяснила. Помни это, и не забывай. Когда это будешь помнить, то менее будешь претендовать на игумению, когда она, по должности своей и обязанности, подает свой голос; так как и невозможно всегда молчать игумении. А матери казначее следует иногда при других и промолчать, до времени, когда делаются матерью игуменией о чем-нибудь вопросы, хотя бы после эти дела пришлось заканчивать матери казначее.

Так требует порядок духовный. Наедине матери игумении все можно говорить, а при других с осторожностью нужно заявлять свое ведение и значение, чтобы не соблазнять посторонних, которые могут говорить, что казначея берет верх над игуменией. Есть мудрая пословица: "Тише едешь, дальше будешь".

2) Пример Бисмарка должен тебя успокоить в твоей борьбе. Бисмарк был только канцлер, но значение имел более, нежели император, не только в Пруссии, но и во всей Европе, и пока держал себя в пределах умеренности, до тех пор и продолжалось это значение, а как Бисмарк начал заявлять неумеренные претензии, то значение это потеряло свою силу. Ежели человек сам не ценит своих трудов, тогда оценивает их не только Бог, но и люди; в противном случае, противное и бывает. Лучше всегда и во всем трудиться Бога ради, и ради славы Божией, а не ради славы своей. Слава земная маловременна и скоропреходящая, а слава от Бога — вечна и безконечна. Последнего и должны мы держаться, чтобы не потрудиться вотще и безполезно.

372. О ПЛОТСКИХ ДВИЖЕНИЯХ НА МОЛИТВЕ. ОБ УМНОЙ И УСТНОЙ МОЛИТВЕ

Письмо твое получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет тебе писать часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцем и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную сердечную молитву без наставления проходить опасно.

Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молитва, особенно во время смущения — и за себя, и за оскорбивших: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных". Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь.

373. ОБ ИСКУШЕНИЯХ ПРИ МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ

Тебя враг смущает разными недоумениями. Отцы святые советуют не страшиться, призывая имя Божие, тем более, что не самочинно, а по благословению начала ты дело сие. А чего не понимаешь, оставляй без особенного значения, не отвергая и не принимая, как советует преподобный Марк Подвижник духовным младенцам, как, например, то, что ты видела Христа распятого внутри сердца, и Спасителя, сидящего в темнице в красной одежде, и какой-то непонятный свет. Это, и подобное этому, предоставляй все воле Божией, говоря себе: "Бог един весть полезное и спасительное". Прочитай в "Добротолюбии" все места о прелести и остерегайся обозначенных признаков прелести. Остальное предоставляй все воле Божией. Пишешь, что когда творишь молитву, смотришь на сердце. Отцы святые советуют, во время молитвы, смотреть внутрь сердца, а не сверху, и не сбоку, и особенно, если внимание ума нисходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть. Пишешь, что на праздник Иоанна Богослова ты от изнеможения ушла из церкви в келью и, лежа на постели, увидела бегущего врага, во всем его безобразии. Вперед, если изнеможешь в церкви, сиди, или лежи, но не уходи. Вообще знай, как и сама ты читала в книгах отеческих, что ни против чего враг так не восстает, как против молитвы Иисусовой. Поэтому, как начала ты держаться молитвы Иисусовой, то и не оставляй ее, а продолжай, уповая на милость и помощь Божию. Силен Господь и Царица Небесная сохранить нас от зол и бед, наносимых врагами душевными.