«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Впрочем, что мне советовать тебе, когда у тебя и кроме меня много советников. Об мелочах спрашиваешь, а важные дела скрываешь и решаешь сама, так что мне остается только придакивать. Вот ты все искала благотворителей; сколько настаивала касательно этого. Тебе и выслали 100 рублей, а теперь, оказывается, что сама делаешь пожертвования в 3000 рублей. В таком случае, к чему искала благотворителей? Деньги, посланные тебе, могли бы быть назначены другим, кто действительно терпит нужду и нуждается в благотворительном пособии. Делай как хочешь; но я думаю, что тебе неполезно оставить за собой эти деньги (100 рублей), а следует отдать их нуждающимся. Если ты на это согласна, то я пришлю тебе адрес двух девиц в Мценске, у которых престарелые родители и которые находятся в крайности и терпят горькую нужду; если хочешь, можешь послать им деньги (100 рублей), полученные тобой от благотворителей. Советую послать этим девицам эти деньги немедленно и не отлагая, или все вдруг, или хоть в два раза, чтобы избавить душу от безрассудной тяготы.

380. О РАЗГОВОРЕ С МАТУШКОЙ ИГУМЕНИЕЙ. О САМОВОЛЬНОМ ПОСЛУШАНИИ. О ПРАВИЛЬНОМ ОБРАЩЕНИИ С ДЕНЬГАМИ

Пишешь, что начинаешь понемногу испытывать скорби монашеской жизни, и подверглась гонению, хотя малому. Какое это гонение, и в чем состоят твои скорби, ты не объясняешь, а в прежних письмах упоминала. Что в угодность матушке игумении и как бы в утешение ей судить и осуждать тех, с кем она имела неудовольствие. Но в Евангелии сказано (Мф. 7: 1-2): Не судите, да не судими будете. И опять: в нюже меру мерите, возмерится вам. Поэтому остерегайся судить или осуждать кого бы то ни было; и в разговорах с матушкой игуменией будь острожна: изъявляй ей свое участие, что сожалеете о скорбной ее жизни; а о других иной раз можете промолчать, или отвечать так: "Об этом не знаю что и сказать"; или выразиться так, чтобы для всех было безобидно, а для тебя безвредно. Умудряйся сама, и придумывай себе, как в каком случае отвечать матушке игумении, чтобы ее не оскорбить, и самой не грешить...

Спрашивала ты меня, можно ли тебе ходить на кухню картофель чистить, или посуду мыть, тайно, вопреки игумении? Никак не советую делать это. Преподобный Варсонофий, в ответах авве Дорофею, говорит: "Не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, ибо это ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию, и более делает вреда нежели пользы. Но когда повелят что-либо, не противоречить, а исполнять с послушанием, — вот что приводит к преуспеянию".

Пишешь: "Я так не люблю денег, что у меня они никогда долго не держатся; потому и бываю всегда без денег, а после занимаю". Но ведь это безтолковщина, и в этом нужно не оправдываться, а лучше укорять себя, и постараться исправиться. Если бы мог человек питаться и одеваться воздухом, тогда бы он справедливо пренебрегал деньгами, которые ему, как кажется, иногда надоедают. А как во время холода и голода нельзя пренебрегать потребной одеждой и пищей, так нельзя пренебрегать теми средствами, через которые пища и одежда приобретаются. У святых отцов говорится, что "краи бесовския суть", то есть что крайности происходят от подущения душевных врагов. Безрассудно быть пристрастну к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими; то и другое худо, и ведет не только к смущению, но даже и ко вреду душевному через разные путаницы от неправильного пренебрежения. Деньги, сами по себе или, вернее, по цели, назначенной от Бога, вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчел людей? Были бы вечные споры и ссоры и даже драки до убийства; а малыми монетами и даже ничтожными бумажками люди от всего этого избавляются, сами не понимая того. Вред не от денег, а от безрассудной жадности, или скупости, или от злоупотребления, пожалуй, скажем - и от неправильного пренебрежения. Пользуйся употреблением денег правильно, — и будешь покойна. Мир тебе и Божие благословение.

381. НЕПОЛЕЗНО СЛЕПО ПОДРАЖАТЬ ДРУГИМ, ИБО У КАЖДОГО СВОЙ ПУТЬ

Спрашиваешь, не жить ли тебе со старой монахиней, чтобы спрашивать ее, как что делать и с ней читать правило; и думаешь, что тогда успокоишься. Но это заблуждение. Пути человеческие различны; и если будем смотреть на других, как они живут, и им подражать, то из этого выйдет одна путаница, приводящая к осуждению, а каждый должен о себе спрашивать отца своего духовного, к кому относиться, и поступать согласно с этим. Монахиня, с которой ты стала бы жить, меня не знает, — а ты относилась и относишься к моей худости; что же бы вышло из вашего купно — жития? Она бы тебя спутала, а ты бы ей досадила. Пребывание с другими нужно нам не для того, чтобы со всеми советоваться и им подражать, а чтобы в соображении с ними познавать душевные свои немощи и смиряться перед ближними. А это можешь делать и не живя со старицей; и без этого можешь из разных случаев и от разных людей познавать свои немощи, и поучаться кротости, и смирению, и терпению. Посылаю тебе листок с означением канонов, как они читаются у нас в скиту. Если что из означенного выслушаешь в церкви, того в келье уже не нужно читать, а что в церкви не читается, то можешь читать у себя в келье, если имеешь время и силы. А если когда чего не успеешь вычитать, по немощи и другим обстоятельствам, то не смущаться, а заменять оное смиренным самоукоренением. Но прежде всего должно тебе всегда помнить слова преподобного Макария Египетского: "Если кто принуждает себя к молитве, пока не приимет дарования от Бога, а к смиренномудрию, к любви, к кротости, и к прочим добродетелям не приневоливает и не нудит себя в той же мере, то бывает иногда к нему Божия благодать, по его молитве и прошению, потому что благ и милостив Бог, и просящим у Него дает просимое. Но не приуготовив и не приучив себя к исчисленным выше добродетелям, — или утрачивает он милость Божию, или приемлет и падает, или не преуспевает от высокоумия, потому что не предает себя от всего произволения заповедям Господним" (Из 7-ми слов. 1-е слово. Отд. 14).

Описываешь, что отношения твои с матушкой игуменией несколько изменились, что ты, правды ради, потерпела. Вперед будь поискуснее: когда спрашивает твоего мнения, можешь отвечать: "На это уж не знаю, что и сказать", или в этом роде. Или если когда и выскажешь свое мнение о чем-либо, то нужно говорить не очень утвердительно, а выражаться умеренно, что думаешь так-то, а положительно и наверное не знаешь. Мир тебе!

382. О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И О МОЛИТВЕ ЗА ОБИДЯЩИХ

Пречестнейшая матушка казначея N.!

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!

Прости, что на письмо твое от 15-го апреля не отвечал доселе. Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в Евангельском и апостольском учении, что тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, и что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное, и что все, хотящий благочестно жити, гоними будут. Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа (Лк. 21: 19): в терпении вашем стяжите душы вашя, причем чаще перечитывай в уме Евангельские блаженства (Мф. 5: 11-12), и особенное внимание обрати на последнее: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: "не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять кленущих нас и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны".

Более всего и прежде всего следует нам молиться за творящих нам напасть, как научает нас и святой Дорофей: "Помози, Господи, якоже веси (таким-то) и за их молитвы мне, окаянной". Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других.