«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Описываешь, что отношения твои с матушкой игуменией несколько изменились, что ты, правды ради, потерпела. Вперед будь поискуснее: когда спрашивает твоего мнения, можешь отвечать: "На это уж не знаю, что и сказать", или в этом роде. Или если когда и выскажешь свое мнение о чем-либо, то нужно говорить не очень утвердительно, а выражаться умеренно, что думаешь так-то, а положительно и наверное не знаешь. Мир тебе!

382. О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И О МОЛИТВЕ ЗА ОБИДЯЩИХ

Пречестнейшая матушка казначея N.!

Возмогай о Господе и в державе крепости Его!

Прости, что на письмо твое от 15-го апреля не отвечал доселе. Ты пишешь о своем стеснительном и прискорбном положении. Что делать? Не вотще нам объявлено в Евангельском и апостольском учении, что тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, и что многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Небесное, и что все, хотящий благочестно жити, гоними будут. Помышляя все это, твердо держи в памяти слова Самого Господа (Лк. 21: 19): в терпении вашем стяжите душы вашя, причем чаще перечитывай в уме Евангельские блаженства (Мф. 5: 11-12), и особенное внимание обрати на последнее: Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради: радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

А чтобы не погрешить нам обвинением других, необходимо нам помнить и следующие заповеди Господни: "не гневаться всуе, не судить, и не осуждать, любить врагов, добро творить ненавидящим нас, благословлять кленущих нас и молиться за творящих нам напасть и изгоняющия ны".

Более всего и прежде всего следует нам молиться за творящих нам напасть, как научает нас и святой Дорофей: "Помози, Господи, якоже веси (таким-то) и за их молитвы мне, окаянной". Краткая эта молитва, как показывает опыт, очень сильна и нам помогает, и изменяет противное расположение других.

Если же и после всего сказанного, по немощи нашей, помысл наш как-нибудь стал бы нас безпокоить или возмущать памятованием зла, тогда обратимся к сильному глаголу Самого Господа, вещающего через апостола: Мне отмщение, Аз воздам, — глаголет Господь (Рим. 12: 19). Не это только, но и все полезнее нам предавать суду Божию, и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: "Человек предполагает, а Бог располагает". Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление... и весь псалом 36-й до конца.

Хотя бы сон, виденный тобой, исполнился на самом деле наяву, это тебе нисколько не повредит, а только подаст случай к терпению и к приобретению духовного искусства, как пишет брат Божий, святой апостол Иаков: человек неискушен неискусен.

Приветствую о Господе сестер и матерей, благоволящих к моей худости. Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

383. ТЕСЕН ПУТЬ, ВВОДЯЩИЙ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. МОНАШЕСТВО ЕСТЬ ТАЙНА

Сестра о Господе, скорбящая мать N.!

Семнадцатого июня писал я тебе, и после от тебя получил, от 7-го августа, 25-го августа и от 14-го сентября. Из первого твоего письма видно, что в продолжение лета еще было письмо, в котором ты описывала мне приезд к вам архиерея, но этого письма я не получал. А в последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: тесен и прискорбен путь вводящий в жизнь вечную. Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя (Мф. 11: 28-29): Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. (И тогда иго Мое будет для вас благо, и бремя Мое легко.) Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение — на все победа.

Ты указываешь на два лица (не говоря о 3-м, высшем), которые особенно затруждают путь твой, подстрекаемые завистью. Что делать, когда так идет от начала мира, и продолжается во всех временах года. Некоторые о сем затруднении выражаются очень просто: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова. Но держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще апостол говорит (2 Тим. 3: 12): вcu... хотящии благочестно жити... гоними будут. Теперь нет Диоклетианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых.