«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если же и после всего сказанного, по немощи нашей, помысл наш как-нибудь стал бы нас безпокоить или возмущать памятованием зла, тогда обратимся к сильному глаголу Самого Господа, вещающего через апостола: Мне отмщение, Аз воздам, — глаголет Господь (Рим. 12: 19). Не это только, но и все полезнее нам предавать суду Божию, и во всем располагаться на всеблагий Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: "Человек предполагает, а Бог располагает". Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, якоже угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении, для успокоения нашего, крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его: не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление... и весь псалом 36-й до конца.

Хотя бы сон, виденный тобой, исполнился на самом деле наяву, это тебе нисколько не повредит, а только подаст случай к терпению и к приобретению духовного искусства, как пишет брат Божий, святой апостол Иаков: человек неискушен неискусен.

Приветствую о Господе сестер и матерей, благоволящих к моей худости. Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

383. ТЕСЕН ПУТЬ, ВВОДЯЩИЙ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. МОНАШЕСТВО ЕСТЬ ТАЙНА

Сестра о Господе, скорбящая мать N.!

Семнадцатого июня писал я тебе, и после от тебя получил, от 7-го августа, 25-го августа и от 14-го сентября. Из первого твоего письма видно, что в продолжение лета еще было письмо, в котором ты описывала мне приезд к вам архиерея, но этого письма я не получал. А в последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: тесен и прискорбен путь вводящий в жизнь вечную. Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя (Мф. 11: 28-29): Приидите ко Мне вcu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. (И тогда иго Мое будет для вас благо, и бремя Мое легко.) Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение — на все победа.

Ты указываешь на два лица (не говоря о 3-м, высшем), которые особенно затруждают путь твой, подстрекаемые завистью. Что делать, когда так идет от начала мира, и продолжается во всех временах года. Некоторые о сем затруднении выражаются очень просто: Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова. Но держащиеся добра впоследствии получают успех, хотя и много случается им потерпеть от прилежащих злу. Не вотще апостол говорит (2 Тим. 3: 12): вcu... хотящии благочестно жити... гоними будут. Теперь нет Диоклетианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых.

16-го октября. Это письмо, давно начатое, пролежало две недели, потому что у нас затерялся адрес твоей сестры. Вчера же получил письмо твое от 11-го октября. Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства Покаяния.

Завистливым сестрам можешь по временам угрожать, что ты их удалишь от себя, то есть из своей кельи, если они не перестанут куролесить и путать себя и других. Здоровье мое во все лето слабое и утомленное от множества посетителей... Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

384. О БОЛЯЩЕЙ ЧАХОТКОЙ, О БОГЕ МИЛУЮЩЕМ, И О ПРИЗРЕНИИ МЛАДЕНЦА МОНАХИНЕЙ

Пречестнейшая матушка казначея N.!

Письма твои получаю, хотя на них и не отвечаю. Последнее мое письмо к тебе было от 24-го декабря; а от тебя получены — от 28-го декабря, 16-го января и 6-го марта, по почтовому штемпелю. Давно собираюсь написать тебе что-нибудь; но в это время много раз был болен, то насморком, то другими болезнями; даже глухота была более двух недель.

Жаль, что сестра твоя N.N., по-видимому, так неблаговременно заболела чахоткой. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по-человечески, а Бог милует нас, как Бог всеблагий, и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину; потому много о сестре и не заботься. Пишешь, что ей хотелось бы, чтобы младшая ее дочь осталась у тебя в монастыре. Но не знаю, будет ли тебе удобно держать двухлетнюю девочку в келье своей. Ведь она будет связывать и тебя, и живущих с тобой, относительно монастырского порядка и хождения в церковь. Пока жива будет сестра, пусть поживет у тебя эта девочка; а по смерти сестры, кажется, лучше бы было, чтобы она пожила некоторое время у брата твоего. А после, если видно будет, что она девочка благонравная, и по замечанию склонная к монастырской жизни, то можешь брать ее по временам в монастырь погостить, чтобы более рассмотреть ее склонности. Тогда можешь посмотреть и на свое внутреннее чувство, куда оно будет преклоняться, взять ли девочку в монастырь, или оставить в миру; и сообразно чувству так и поступить.

Ты сомневаешься принимать одну сестру, которая имеет уже духовную мать. Правда, что это не совсем удобно. Но и совершенно отказывать нельзя, а только нужно действовать поискуснее; растолковать подробно, опять посылать, чтобы она относилась к своей матери и покорялась ей в том, в чем нет явного греха и явного нарушения заповеди Божией. А если выйдет какая-либо скорбь, то нужно потерпеть, и за заповедь Божию и ради любви ближнего. Только нужно сказать этой сестре, чтобы она ходила к тебе пореже; а за мелочами и без надобности не ходила.