«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

16-го октября. Это письмо, давно начатое, пролежало две недели, потому что у нас затерялся адрес твоей сестры. Вчера же получил письмо твое от 11-го октября. Ты выражаешь свое удивление, какая великая сила сокрыта в исповедании борющих помыслов. Не удивляйся этому. И самое монашество есть тайна, а откровение помыслов духовным отцам, как монашествующих, так и других лиц, составляет существенную часть Таинства Покаяния.

Завистливым сестрам можешь по временам угрожать, что ты их удалишь от себя, то есть из своей кельи, если они не перестанут куролесить и путать себя и других. Здоровье мое во все лето слабое и утомленное от множества посетителей... Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

384. О БОЛЯЩЕЙ ЧАХОТКОЙ, О БОГЕ МИЛУЮЩЕМ, И О ПРИЗРЕНИИ МЛАДЕНЦА МОНАХИНЕЙ

Пречестнейшая матушка казначея N.!

Письма твои получаю, хотя на них и не отвечаю. Последнее мое письмо к тебе было от 24-го декабря; а от тебя получены — от 28-го декабря, 16-го января и 6-го марта, по почтовому штемпелю. Давно собираюсь написать тебе что-нибудь; но в это время много раз был болен, то насморком, то другими болезнями; даже глухота была более двух недель.

Жаль, что сестра твоя N.N., по-видимому, так неблаговременно заболела чахоткой. Но Бог лучше нашего знает, что кому и когда полезнее. Мы любим друг друга по-человечески, а Бог милует нас, как Бог всеблагий, и промышляет всячески о пользе нашей душевной. В этой болезни вообще люди получают мирную и христианскую кончину; потому много о сестре и не заботься. Пишешь, что ей хотелось бы, чтобы младшая ее дочь осталась у тебя в монастыре. Но не знаю, будет ли тебе удобно держать двухлетнюю девочку в келье своей. Ведь она будет связывать и тебя, и живущих с тобой, относительно монастырского порядка и хождения в церковь. Пока жива будет сестра, пусть поживет у тебя эта девочка; а по смерти сестры, кажется, лучше бы было, чтобы она пожила некоторое время у брата твоего. А после, если видно будет, что она девочка благонравная, и по замечанию склонная к монастырской жизни, то можешь брать ее по временам в монастырь погостить, чтобы более рассмотреть ее склонности. Тогда можешь посмотреть и на свое внутреннее чувство, куда оно будет преклоняться, взять ли девочку в монастырь, или оставить в миру; и сообразно чувству так и поступить.

Ты сомневаешься принимать одну сестру, которая имеет уже духовную мать. Правда, что это не совсем удобно. Но и совершенно отказывать нельзя, а только нужно действовать поискуснее; растолковать подробно, опять посылать, чтобы она относилась к своей матери и покорялась ей в том, в чем нет явного греха и явного нарушения заповеди Божией. А если выйдет какая-либо скорбь, то нужно потерпеть, и за заповедь Божию и ради любви ближнего. Только нужно сказать этой сестре, чтобы она ходила к тебе пореже; а за мелочами и без надобности не ходила.

Приветствую о Господе болящую Н.Н., сердечно желая ей милости от Господа и оздравления, аще воля Божия будет. Мир тебе! и матери Н., и прочим...

Многогрешный иеросхимонах Амвросий

385. ДАРОВАНИЙ НЕ ИЩИ, А УСВОЙ МАТЕРЬ ДАРОВАНИЙ - СМИРЕНИЕ

Поздравляю тебя с приближающимся светлым праздником Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю тебе великое сие Торжество торжеств христианских встретить и провести в мире и утешении духовном. Когда на Пасхальной утрени начнется общее христианское целование, тогда помяни меня, грешного, и приими от меня радостное приветствие с радостным глаголом: Христос воскресе!

Советую тебе прочесть для твоих собственных потребностей 43-ю главу у Каллиста и Игнатия, в "Добротолюбии"; и содержать эту главу всегда в памяти, руководствуясь ею особенно при различных изменениях. Да тут же 44-ю главу присоедини. Обе эти главы содержат в себе великую пользу душевную и духовную.

Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований — смирение, это прочнее.

386. КЛЕВЕТЫ НЕ БОЙСЯ