«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Уведомляешь меня, что болезнь твоя настолько усилилась, что ты, окладенная подушками, пишешь ко мне письмо, и за тебя уже молятся на церковных прошениях; и все сестры усердно желают, чтобы ты выздоровела, а тебе не желается встать от болезни, и потому неприятны тебе сестринские молитвы о твоем выздоровлении. Как бы ни молились, и о чем бы ни просили Господа касательно тебя, испрашивают тебе от Господа помилования. Потому и не отвергай сестринских молитв и сестринского усердия, а предавай себя в волю Божию, как будет угодно Господу, так о тебе и да сотворит, точию да не лишит тебя милости Своей и желаемого тобой лицезрения, называясь через пророка Отцом будущего века.

393. О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ СВЯТЫХ ТАЙН. О СЛЕЗАХ В ЦЕРКВИ. О НАРУШЕНИИ ПОСТА ПО БОЛЕЗНИ

Ты в болезни приобщалась Святых Тайн Христовых каждую неделю, и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Тайн и чаще. Нисколько не сомневайся в этом. Еще пишешь, что если удерживаешь слезы в церкви, то расстраиваешься духом. Поэтому очень не понуждаися слезы удерживать в церкви; а если кто станет говорить об этом, отвечай, что у тебя от болезни ослабели нервы; а только слезы эти считай окраденными от тщеславия, смирение же может пополнять этот недостаток.

Пишешь, что боишься, простит ли тебе Господь грехи. Веруй несомненно, что простит, пришедый в мир грешныя спасти, и за грешных распныйся волею. Спрашиваешь, если доктор и мать игумения будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни; а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, насколько она может вместить это разрешение. В книге аввы Дорофея сказано, что по вере и зелье или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на что должно решиться. Видение матери N можно принимать в подтверждение Евангельских слов (Мф. 24: 42; 25: 13): будите готовы на всякое время, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет. В болезни чумы никто другой действует, как посланный от Господа Ангел наказания, и за жестокое страдание всячески будет и милость от Господа умирающим такой смертью.

394. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА "ДОВЛЕТВОРЕНИЕ" ЗА ГРЕХИ. ОБЪЯСНЕНИЕ СНА

В письме пишешь, что враг нападает на тебя помыслами отчаяния, представляя, что на мытарствах враги похитят твою душу и сведут во тьму, так что от этих помыслов ты не можешь с умилением и молиться; и тебе стало представляться, что покаяние твое мало в сравнении с твоими грехами, что все-таки за них нужно "довлетворение" понести, сообразное с грехами, и тогда только получишь прощение.

На все это скажу тебе, что слово "довлетворение" из Католической Церкви перешло в Православную; а чисто православное верование такое, что если христианин согрешил, то он, по праведному суду Божию, для избежания вечного наказания, должен при покаянии понести какое-нибудь наказание временное, но малое в сравнении с грехами — или болезнь, или беду какую, или безчестие. Остальное же восполняет милость Божия. Благоразумный разбойник разбойничал 30 лет, а понес наказание — только три часа повисел на кресте с перебитыми голенями. Правда, что наказание тяжелое, но может ли оно послужить удовлетворением за 30-летнее разбойничество? Суди сама. В книге Исаака Сирина (в слове 71-м, на странице 406-й) сказано, что одному посылается болезнь в продолжение жизни, а другому — перед смертью, но зато болезнь тягчайшая, но все-таки она не может, особенно в последнем случае, служить полным удовлетворением за грехи, а только малым наказанием. И из этого места видно, что труды покаяния и всякое злострадание может служить только средством хранения и отражения или усмирения страстей, а не "довлетворением".

Понесем и мы с тобой посланную болезнь как малое наказание, веруя и надеясь получить прощение грехов своих милосердием Божиим, заслугами Христа Спасителя, пришедшего призвать грешников на покаяние. Брань и отчаяние происходит от зависти бесовской. Ты желаешь сподобиться лицезрения Сына Божия, а они оного лишились.

Повторяй в этой брани апостольское слово (см. Рим. 3: 24), что туне спасохомся милосердием Божиим, а только знай и помни, что спасение наше совершается между страхом и надеждой.

Еще ты пишешь, что видела во сне покойного батюшку отца Макария, который тебе сказал: "Иди к отцу Илариону", и желаешь знать, что бы эти значили слова, когда уже отец Иларион давно умер.

Думаю, что слова эти могут означать, во-первых, то, чтобы ты почаще вспоминала и не забывала, как покойный отец Иларион, с каким терпением и твердой верой и упованием, переносил продолжительную и тяжкую болезнь свою; во-вторых, то, чтобы ты не помышляла и не надеялась выздороветь от болезни, а лучше бы готовилась как следует к переходу туда, где отец Иларион, потому что такое уготовление полезно, по сказанному: уготовихся и не смутихся. Виденные же тобой на гостинице богоделки, стеснявшие тебя, могут означать, что переход твой должен быть не так скоро, а что ты должна еще пожить на гостинице мира и понести тесноту вместе с теми, которые мудрствуют как богоделки, а не как настоящие монахини. Вот, как думаю, так тебе и написал. Настоящее же значение Бог весть, если какое тут есть.

Первые же слова покойного старца батюшки отца Макария старайся подлинником исполнить, а именно: в силу установления святых отцов утро до полудня посвящать молитве, а потом заботиться об откровении помыслов старцам и беседовании с ними. К последнему слову может относиться чтение святоотеческих писаний.

395. БОЛЕЗНЬ ОЧИЩАЕТ НАШУ ГРЕХОВНОСТЬ. ПОМЫСЛ О ТОМ, ЧТО БОЛЕЗНЬЮ ОТЯГОЩАЕШЬ СЕСТЕР - ОТ ВРАГА. ОБ ОТНОШЕНИИ СО СТОРОНЫ МАТУШКИ ИГУМЕНИЙ. ПРИ МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗЛИШНЕГО ОПАСЕНИЯ ВПАСТЬ В ПРЕЛЕСТЬ. ПРЕЛЕСТИ БОЛЕЕ ВСЕГО ДОЛЖНА ОПАСАТЬСЯ ПРИ СЛЕЗАХ И РАДОСТИ. ОБЪЯСНЕНИЕ СНА. ПОЧЕМУ СТРАСТИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?

Не вотще пишет святой апостол Павел (2 Кор. 4: 16): елико внешний наш человек тлеет, потолику внутренний обновляется по вся дни. И святой Лествичник пишет: "Иное - внутреннее расположение человека здороваго, и иное — больнаго; иное — седящаго на престоле, и иное — возлежащаго на гноищи, егда праведный многострадальный Иов струпы яко бисеры вменяша". Святой Иов испытуем был болезнью для показания его благочестия и праведности и высоких добродетелей, а мы потерпим нашу болезнь для очищения нашей греховности. Благо нам, яко смирил ны Господь. Святой Лествичник с удивлением говорит: "видех истаяваемых тяжкою болезнию, несмотря на немощь телесную, искушаемых сонными грезами, и удивихся, яко и при болезненном положении плоть буйствовала". И за сим прибавляет: "да не будем надеющеся на ся, но на Бога, умерщвляющаго живущую сию". Во-вторых, попущается, может быть, сие и за прежнее поползновение, бывшее около того времени, на которое указываешь. В-третьих, по слову блаженного Диодоха, попущается это и вообще ко смирению, чтобы не возносился человек, когда получает какое-либо утешение духовное. В-четвертых, бывает это и от зависти бесовской, разумеется, попущением Божиим, так как враги душевные всегда стараются досаждать тому, кому Господь начнет являть Свою милость. Как бы то ни было, но ни в каком случае паче меры этим огорчаться и печалиться не должно, а со смирением предавать себя всеблагому Промыслу Божию, все на пользу нашу устрояющему; особенно не должно этим смущаться, потому что смущение, по слову святого Исаака Сирина, есть как бы мост бесовский, через который они приближаются к душе и наводят разные искушения.