«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Также знай, что с шуией стороны и те помыслы, которые устрашают тебя продолжительностью болезни и наводят тебе заботу, что монастырь вообще общежительный и что будто бы ты можешь отягощать болезнью своей и обитель и сестер уходом за тобой. Без разбора отвергай эту вражескую чепуху и ложные извращения. Знай, что ты болезнью своею подашь повод служащим сестрам к исполнению заповеди Господней: "болен бех и послужисте Мне". И этот блаженный глас сподобятся услышать на Страшном Суде Христовом служащие больным с усердием; а больные также получат свою пользу, будучи искушены, яко злато, в горниле болезненном.

Пишешь, что ты боишься оздороветь, и тогда опять придется впасть в молву разных попечений, хотя и за послушание. Думаю, едва ли уже к тебе возвратится прежнее твое здоровье; поэтому советую тебе не налегать на хождение неосмотрительно в церковь, отчего ты и опять заболела; а лучше умудряйся спасаться в келье, под предлогом болезни, чем можешь избавляться от многих попечений. По временам, за послушание, сводить счеты монастырские не будет попечением ни суетным, ни очень тяжким; а между тем не будешь жить в обители совсем без дела; а дело такое: принесут счеты, сведешь их и отдашь; и затем будь покойна.

Тебя удивляет неровность матушки игумении. По-видимому, она тебя очень жалеет; а если услышит, что жалеют тебя другие, недовольна этим. Жалеет она тебя потому, что ты ей нужна по казначейской должности; недовольна же бывает по немощи человеческой, по немощи старейшинства, особенно по немощи предпочтения. Немощь эта так тонка и глубока, что она не может совсем тревожить только безстрастных и совершенных и предавшихся искренному смирению, а остальных, в большей или меньшей мере, тревожит, когда представится случай или вина предпочтения. Разумеется, когда смерть на носу, тут уже не до предпочтения.

Жалуешься, что молва мешает тебе упражняться в молитве Иисусовой. Что делать... Живя в общежитии, нельзя совершенно избавиться от молвы и попечения. Также пишешь, что ты устную молитву не в силах всегда творить, а за умную молитву приняться опасаешься, как бы не впасть в прелесть. Святой Григорий Синаит в "Добротолюбии" (в 7-й и последней главе, о прелести) пишет так: "Не должны есмы боятися или воздыхати Бога призывающе. Аще же неции и совратишася, враждени бывше умом, веждь яко от самочиния и высокомудрия сие пострадаша. Иже бо в повиновении с вопрошением и смиренномудрии взыскуяй Бога, никогдаже приимет вред благодатию Христа, всем человеком хотящаго спастися. Аще же и случится искушение, ко искусу и венцу бывает, скорейшу имея попущающа Бога помощь, имиже весть образы. Праве бо живущаго и непорочне жительствующаго и удаляющагося человекоугодия и высокомудрия, аще и безчисленна подвигнет искушения на него весь бесовский полк, не имать его вредити, якоже глаголют отцы. Дерзостне же и своесоветне ходящии сии и вред удобно страждут". "Три добродетели подобает опасно соблюдать: воздержание, молчание и самоукорение, сиречь смирение". Всю главу эту прочти сама со вниманием. И прежде сердечной молитвы постарайся иметь молитву умную, держа внимание в персех и заключая ум в самых словах молитвы. Такая молитва проще и удобнее; и если в этой молитве будет успех, то, по свидетельству некоторых, она переходит и в сердечную. А больной человек — какую может молитву держать, и сколько может, столько и должен проходить со смирением. Пишешь, что ты о безуспешности своей объяснила своим духовникам, и получила ответ, что высоко берешься. Отчасти это справедливо, так как это сопровождается примесью некоторого смущения. Перед духовниками своими можешь приносить только покаяние в таких выражениях, какие им доступны, а советоваться со всеми неудобно, особенно о таком деле, о каком ты пишешь.

Прелести вражией более всего бойся при слезах и радости, по совету Лествичника, отвергая приходящую радость, как недостойная, чтобы не принять волка вместо пастыря. Не вотще сказано: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (Пс. 2: 11). И о мироносицах пишется, что они бежали от гроба со страхом и радостию. Все это показывает, чтобы мы были осторожны касательно мнения о себе, когда покажется нам, что будто бы что-нибудь стяжали духовное и благодатное. Такое мнение везде выставляют началом и виною прелести богомудрые и богодухновенные отцы, особенно преподобный Марк Подвижник и Исаак Сирин пишут, что нет добродетели выше покаяния, и что покаяние до смерти потребно не только грешным, но и праведным, потому что и праведник седмижды в день падает; и что самое совершенство совершенных несовершенно. По этой причине и все святые всегда смирялись и имели себя под всею тварью, потому и пребывали непадательны.

Если будут принуждать, то можешь согласиться полечиться гомеопатией, предоставляя конец дела воле Божией. В Задонск проситься можешь, если отпустят. Силен Господь послать на дорогу средства. Пишешь, что ты видела странный сон, будто бы священник N. принес тебе распятие, написанное на полотне; все тело написано черной яркой краской, кроме головы и лица, что, по твоему мнению, означает болезнь; а на правой стороне головы натуральные волосы, а на левой нет волос, и священник просил у тебя натуральных волос. И ты недоумеваешь, что бы это означало. Думаю, что это означает то, что ты окрадаешься помыслами с шуией стороны, а именно, что будто бы ты продолжительностью болезни своей можешь отягощать обитель вашу и сестер, служащих тебе. Отвергай совершенно помыслы эти и предайся вполне Всеблагому Промыслу Божию и всесвятой воле Господа, хотящей всем спастися и в разум истины приити, Который обещает на Страшном Суде похвалить служащих больным. Когда во всем предаешься воле Божией, тогда и короткие твои власы подрастут и, может быть, на что-нибудь пригодятся, по требованию священника N. Как думаю, так и написал тебе.

Выражено желание и вместе недоумение, почему Господь как бы не слышит молитв твоих, касательно очищения от страстей. На твое недоумение представлю тебе пример. Огородник весной сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения. Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который, если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растения. А птицы могут летать и через ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растения. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу нашему сказано (Быт. 3: 19): в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят ecu.

396. О ВИДЕНИИ МАТУШКИ ИГУМЕНИЙ. О СОЧИНЕНИЯХ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА И ОБ ОТЗЫВЕ О НИХ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА. О СТАРЦЕ КЛИМЧЕНКЕ

Ты недоумеваешь, как тебе поступить, хотя уже со своей стороны и подала совет. Ваша матушка игумения имела видение, по силе которого ей нужно принять схиму, но она два раза уже получила пострижение в мантию, сперва тайно, а потом открыто, перед получением начальства. В обители нашей два примера. Отец архимандрит и брат его, игумен отец Антоний, сперва были пострижены в мантию в пустыни тайно, а потом в монастыре опять пострижены в мантию явно; наконец, перед смертью оба пожелали принять схиму, и были оба пострижены, и умерли схимниками. Судя по видению, кажется, не следует презирать слов умершего митрополита, который являлся перед смертью или вскоре после оной. Правда, что честным монахам сугубое пострижение в мантию вменяется иногда в схиму, но в сказанном обстоятельстве что-то видно особенное. Впрочем, как матушка игумения сама рассудит и пожелает, так и да сотворится.

Пишешь еще и спрашиваешь, почему преосвященный Феофан не одобрял сочинений преосвященного Игнатия Брянчанинова. Я всех его сочинений не читал, а помню неточное приведение им мест из писаний святых отцов. Например, в "Добротолюбии" у Симеона Нового Богослова говорится в третьем образе внимания молитвы о послушании к старцу и духовному отцу, без которого неудобно спасаться молитвой Иисусовой; а преосвященный Игнатий отнес это к простому общему монастырскому послушанию; а ты ведь и сама знаешь, какое великое различие между тем и другим послушанием. Должно быть, преподобный Феофан нашел и много других неточно приведенных мест у преподобного Игнатия. Впрочем, слово о смерти хорошо им написано; также неплохо разъясняется им прелесть ума и прелесть сердца.

Спрашиваешь еще о старце Климченке. Справедливо, что покойный отец Иларион был в миру его учеником и всегда о нем с похвалой относился. Но покойного митрополита Филарета ввел в заблуждение другой мнимый ученик старца Климченка, по имени Патамий, который долго жил в Сергиевой Лавре, и вел себя видимо очень хорошо, и даже, говорят, по-своему проходил умную молитву Иисусову, и был посвящен во иеродиакона. Покойный наместник Антоний, разумея о нем хорошо, давал ему разные поручения, и представил его было к посвящению во иеромонаха; но тут Патамий, по какой-то ревности, наговорил митрополиту какой-то чепухи о своем наместнике и о других лицах Лавры. Владыка с негодованием возвратил его назад и сделал за него строгий выговор наместнику, чтобы он вперед не представлял к посвящению таких людей, которых хорошо не знает. Должно быть, Владыка из путаных слов Патамия сделал неправильное заключение о каком-то самообожании Климченка, который был твердый ревнитель Православия и многих ересеначальников обратил к истине.

Тебя обдержит боязнь, как бы не сделали тебя начальницей по смерти матушки игумении. Если будешь так же больна, как теперь, то не сделают, а изберут какую-нибудь другую. Если же здоровье твое до некоторой степени поправится, и будут тебя назначать, то не скоро отделаешься, тем более, что и в молитве ежедневно говорим: "Отче наш, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли". Кроме того, будет ли хорошо, если бы и пришлось тебе уклониться от начальства? Ну-ка новая начальница ваша будет вводить новые порядки, а сестры, смущенные, будут к тебе приходить с объяснениями. Как ты тогда будешь поступать и что делать? Поэтому лучше молись: "Господи, устрой о мне полезное по воле Твоей святой, точию помилуй мя и спаси мя".

397. О ПРИНЯТИИ НАЧАЛЬСТВОВАНИЯ

В письме выражаешь свои опасения, как бы тебя не сделали начальницей в своем монастыре, потому что слух носится о переводе вашей игумении в какой-то Московский монастырь, и здоровье твое, между прочим, стало поправляться. Да будет о нас по воле Божией, которая блага и совершенна. Начальства искать не должно; а если против желания изберут, упорно отказываться не следует; а только предварительно должна объяснить свою немощь телесную и душевную, и конец дела предоставить воле всеблагого Промысла Господа, хотящего всем спастися и в разум истины приити. Преподобный Петр Дамаскин пишет, что как в начальстве есть спасающиеся и погибающие, так равно и в подчинении есть спасающиеся и погибающие; а причины сему следующие. Если человек оставит свои хотения и разумения, и потщится сотворить Божия хотения и разумения, то во всяком звании может получить спасение — и в подчинении, и в начальстве. Если же кто будет противное творить, то противное с ним и случится, в каком бы он звании и месте не был.