«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

396. О ВИДЕНИИ МАТУШКИ ИГУМЕНИЙ. О СОЧИНЕНИЯХ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА И ОБ ОТЗЫВЕ О НИХ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА. О СТАРЦЕ КЛИМЧЕНКЕ

Ты недоумеваешь, как тебе поступить, хотя уже со своей стороны и подала совет. Ваша матушка игумения имела видение, по силе которого ей нужно принять схиму, но она два раза уже получила пострижение в мантию, сперва тайно, а потом открыто, перед получением начальства. В обители нашей два примера. Отец архимандрит и брат его, игумен отец Антоний, сперва были пострижены в мантию в пустыни тайно, а потом в монастыре опять пострижены в мантию явно; наконец, перед смертью оба пожелали принять схиму, и были оба пострижены, и умерли схимниками. Судя по видению, кажется, не следует презирать слов умершего митрополита, который являлся перед смертью или вскоре после оной. Правда, что честным монахам сугубое пострижение в мантию вменяется иногда в схиму, но в сказанном обстоятельстве что-то видно особенное. Впрочем, как матушка игумения сама рассудит и пожелает, так и да сотворится.

Пишешь еще и спрашиваешь, почему преосвященный Феофан не одобрял сочинений преосвященного Игнатия Брянчанинова. Я всех его сочинений не читал, а помню неточное приведение им мест из писаний святых отцов. Например, в "Добротолюбии" у Симеона Нового Богослова говорится в третьем образе внимания молитвы о послушании к старцу и духовному отцу, без которого неудобно спасаться молитвой Иисусовой; а преосвященный Игнатий отнес это к простому общему монастырскому послушанию; а ты ведь и сама знаешь, какое великое различие между тем и другим послушанием. Должно быть, преподобный Феофан нашел и много других неточно приведенных мест у преподобного Игнатия. Впрочем, слово о смерти хорошо им написано; также неплохо разъясняется им прелесть ума и прелесть сердца.

Спрашиваешь еще о старце Климченке. Справедливо, что покойный отец Иларион был в миру его учеником и всегда о нем с похвалой относился. Но покойного митрополита Филарета ввел в заблуждение другой мнимый ученик старца Климченка, по имени Патамий, который долго жил в Сергиевой Лавре, и вел себя видимо очень хорошо, и даже, говорят, по-своему проходил умную молитву Иисусову, и был посвящен во иеродиакона. Покойный наместник Антоний, разумея о нем хорошо, давал ему разные поручения, и представил его было к посвящению во иеромонаха; но тут Патамий, по какой-то ревности, наговорил митрополиту какой-то чепухи о своем наместнике и о других лицах Лавры. Владыка с негодованием возвратил его назад и сделал за него строгий выговор наместнику, чтобы он вперед не представлял к посвящению таких людей, которых хорошо не знает. Должно быть, Владыка из путаных слов Патамия сделал неправильное заключение о каком-то самообожании Климченка, который был твердый ревнитель Православия и многих ересеначальников обратил к истине.

Тебя обдержит боязнь, как бы не сделали тебя начальницей по смерти матушки игумении. Если будешь так же больна, как теперь, то не сделают, а изберут какую-нибудь другую. Если же здоровье твое до некоторой степени поправится, и будут тебя назначать, то не скоро отделаешься, тем более, что и в молитве ежедневно говорим: "Отче наш, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли". Кроме того, будет ли хорошо, если бы и пришлось тебе уклониться от начальства? Ну-ка новая начальница ваша будет вводить новые порядки, а сестры, смущенные, будут к тебе приходить с объяснениями. Как ты тогда будешь поступать и что делать? Поэтому лучше молись: "Господи, устрой о мне полезное по воле Твоей святой, точию помилуй мя и спаси мя".

397. О ПРИНЯТИИ НАЧАЛЬСТВОВАНИЯ

В письме выражаешь свои опасения, как бы тебя не сделали начальницей в своем монастыре, потому что слух носится о переводе вашей игумении в какой-то Московский монастырь, и здоровье твое, между прочим, стало поправляться. Да будет о нас по воле Божией, которая блага и совершенна. Начальства искать не должно; а если против желания изберут, упорно отказываться не следует; а только предварительно должна объяснить свою немощь телесную и душевную, и конец дела предоставить воле всеблагого Промысла Господа, хотящего всем спастися и в разум истины приити. Преподобный Петр Дамаскин пишет, что как в начальстве есть спасающиеся и погибающие, так равно и в подчинении есть спасающиеся и погибающие; а причины сему следующие. Если человек оставит свои хотения и разумения, и потщится сотворить Божия хотения и разумения, то во всяком звании может получить спасение — и в подчинении, и в начальстве. Если же кто будет противное творить, то противное с ним и случится, в каком бы он звании и месте не был.

Ты боишься в начальстве потерять молитву, к которой, было, стала прилепляться. Но были примеры, что некоторые и в патриаршеском звании обучились молитве Иисусовой, потому что начальство может дать большую свободу в этом занятии, если только человек сумеет поставить себя, как следует, в начальническом звании, и не будет по человеческим расчетам вдаваться в житейские попечения, а прежде всего будет заботиться о едином на потребу; остальное же ему пошлется, по неложному обещанию Господа (Мф. 6: 33): Ищите же прежде всего Царствия Божия... и сия вся приложатся вам. А смиренный Никита в "Добротолюбии" пишет, что начальство даже избавляет от неправильного прохождения молитвы Иисусовой и не попущает впасть в прелесть вражию.

В заключение же всего скажу, что может быть мать игумению никуда не переведут, и дела пока пойдут еще по-старому.

398. ЧАХОТКА МНОГИХ ОБРАЩАЕТ К БОГУ. СООБЩАЕТ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ

Спрашиваешь меня, как тебе быть с двумя своими братьями. О брате твоем, больном душевно и телесно, скажу, что болезнь телесная ему на великую пользу. Если он и умрет чахоткой, не сожалей. Если болезнь чахоточная его не вразумит и не обратит к вере и к Богу, то ничто другое не может ему принести никакой пользы. А продолжение жизни с подозрительностью ко всем, сама знаешь как мучительно, — и выразить неудобно. Чахотка, или вернее чахоточное состояние, многих обращало к Богу.

Другому же брату можешь послать рубля три, сказав, что более посылать не имеешь возможности. О поездке в Задонск предоставь Промыслу Божию — может, Господь и устроит это каким-нибудь образом.

О мудреном своем нездоровье - не знаю как тебе и сказать. И в сырую холодную погоду нехорошо себя чувствую, и в ясную и теплую погоду простужаюсь от сквозного ветра; а еще хуже бывает, когда простудное расположение и брожение в теле переходит в пищеварительные органы. Но за все — слава и благодарение милосердному Господу, всеми образы промышляющему и устрояющему спасение немощных и неисправных и грешных. Но вотще апостол пишет (1 Кор. 1: 29): да не похвалится всяка плоть пред Богом. И в книге Марка Подвижника сказано: "Аще сами не смиряемся, то всеблагий Господь не престает, смиряя нас".

399. ПО ПОВОДУ РУКОПИСИ "СТРАННИКА" О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ. ОБ УЧАСТИ УБИТОЙ N.