«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

405. НЕ НУЖНО ЖАЛЕТЬ О ПОСТУПЛЕНИИ В МОНАСТЫРЬ. СНОВА О БОЯЗНИ ИГУМЕНСТВА

Как ни скорбно, как ни прискорбно тебе, но раскаиваться не следует, что пошла в монастырь. Во всяком случае, вернее и благонадежнее то, что мы находимся Промыслом Божиим в монастыре и более имеем надежды получить милость Божию, поступив в монастырь, нежели бы оставшись в миру. И "в мире скорбни будете" сказано в Евангелии. Лучше потерпеть скорби в монастыре. Можно получить большую милость Божию.

Пишешь, что мать игумения ваша ослабела от нездоровья и слабости, и боишься, что тебя назначат начальницей. В этом случае предайся воле Божией, и будешь покойнее; а может быть, и не назначат как-нибудь. А если бы назначили, то знай, что и начальство есть также послушание, которое должно проходить по страху Божию, с хранением совести как в присутствии Божием, по указанным правилам. Преподобный Петр Дамаскин пишет, что везде есть спасаемые и погибающие, и в начальстве и в подчинении. Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения, и сотворить Божии хотения.

406. МОНАХИНЕ ЕХАТЬ В КРЫМ ДЛЯ КУПАНИЯ НЕПРИЛИЧНО, А НА БОГОМОЛЬЕ ЕХАТЬ В КИЕВ МОЖНО

Пишешь, что игумения, мать N, приглашает тебя ехать с ней в Иерусалим, и ты под этим предлогом думаешь попроситься у своей матери игумении отправиться в Крым для лечения морским купанием. Но такое купание в Крыму монахине несвойственно и неприлично. Вот, слышно, что Царская фамилия отправилась в Крым; поэтому там по всем местам будет многолюдство непомерное. А в Киев попроситься можешь — на поклонение Царице Небесной и мощам угодников Божиих. Если в Киев не пустят, попросись в какое-либо другое место, в Задонск или Воронеж; а при такой поездке можешь заехать и к нам. По нужде же можешь приехать к нам через Вязьму и Тихонову пустынь, попросившись в Сергиеву Лавру или к родным.

407. БРОШЮРА ОБ АФОНСКИХ ИНОКАХ. О ПОЛЬЗЕ МОЛИТВЫ ЗА УМЕРШИХ. О ДАННОМ ОБЕТЕ И О ВИДЕННОМ СНЕ

Пишешь, что враги душевные, через случай брошюрки Афонской Горы, так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла от смущения и отчаяния, и доселе продолжают несколько смущать по поводу этого случая. А описанное в брошюрке обстоятельство более внушает благонадежие, нежели отчаяние. Я отыскал эту брошюрку у одного брата и читал; сказано там: некто, живя на Афоне, любил ходить по гостям, так что редко заставали его и в келье своей; также сказано, что не всегда он исполнял свое келейное правило; перед смертью тяжко проболел целый месяц и под конец ежедневно приобщался Святых Таин; но по смерти своей через два месяца явился во сне одному брату, близкому к нему, невеселый, и сказал, что он находится в темнице. Видевший объявил это братии. Благоговейные братия усилили свои молитвы о нем, а иеромонахи поминали на литургии. Опять через два месяца покойник является, веселый, и в глазах видевшего перебежал реку по узкой жердочке, и очень скоро взошел на гору, которая простиралась до небес. Обстоятельством этим явно показывается, как полезно церковное поминовение и частые молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное. Христос Господь при распятии сказал благоразумному разбойнику (Лк. 23: 43): днесь со Мною будеши в раи. Но после слов Христа Спасителя этому разбойнику перебили голени, и он несколько часов мучился, вися на одних руках. Так и всякий грешник покаявшийся, если не понесет епитимии добровольной в подвиге поста, и молитвы, и поклонов, или невольной долговременной болезни, или через другие скорби, то по смерти своей требует поминовения, чтобы избавиться от темницы, как означенный покойник.

Не без причины Православная Церковь установила церковное поминовение по усопшем — чтение Псалтири, милостыню.

Приемлются и частые молитвы. Если бы, по твоему мнению, решила участь покойника одна разрешительная молитва духовника, тогда было бы установленное Церковью поминовение тщетно; а оно приносит великую пользу покойникам покаявшимся, только не приносит пользы непокаявшимся грешникам, или неверующим, или иноверцам и еретикам.

Впредь будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. "Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах", — говорит Варсонофий Великий.

Пишешь еще, что ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать Акафист великомученице Варваре; а теперь, при чтении других Акафистов, не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игумении N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности. Также пишешь, что когда-то видела сон, будто бы шестнадцатилетняя Девица необыкновенной красоты держала на руках Своих Младенца, также красоты неизъяснимой, и хотела со второго этажа подать тебе Младенца, чтобы ты подержала Его на руках. Как ты ни простирала руки кверху, и сама вся вытягивалась на ногах, но не могла взять этого Младенца; так и проснулась.

Думаю, что сон этот может означать то, что Божия Матерь хотела тебе показать, что прилежащие к постоянной молитве, кроме чтения псалмов, Акафистов и тропарей, и особенно молитве Иисусовой, носят Христа Спасителя не только в объятиях, но и в сердце.

408. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ - УСТНОЙ, УМНОЙ И СЕРДЕЧНОЙ

Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную; а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (или грешную)"; а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устной и умной. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более тридцати лет. Она говорила о себе: "Я не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости моя рекут: Господи, кто подобен Тебе". Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части "Добротолюбия" у Каллиста Игнатия, и затем 43-ю главу "О прилоге и изменении"; также в 4-й части "Добротолюбия" кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, патриарха Константинопольского. Что-нибудь поймешь, когда будешь самым делом дополнять, особенно, когда позаботишься о приобретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, немало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.