«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения... Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, что ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти... Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И, прежде всего, никого не вини.

62. О НАСТАВНИЦЕ. КАК СТЯЖАТЬ РАЗУМ ДУХОВНЫЙ

Ты желала бы иметь, в своем месте, такую наставницу, к которой могла бы, в борении помыслов, обратиться; но я не знаю, кого бы тебе назначить, кто бы была тебе угодна и полезна.

К отцу Илиодору в Глинскую пустынь можешь писать, и можешь принимать его мнения и советы; остальных же, коих мнения все врознь, сама видишь, что принимать нельзя. Ездить в Глинскую пустынь погоди; посиди дома и посмотри, что и как будет с тобой, и что с другими.

Спрашиваешь меня, каким образом можешь достигнуть того, чтобы нажить разум духовный, твердый? Смирением, страхом Божиим, хранением совести и терпением находящих скорбей.

Еще спрашиваешь — отчего в душе твоей такой мрак? Кроме других причин, оттого, что имея старицу, ты не хотела покоряться ей, и даже противилась, грубила и досаждала ей; а все это, как ты сама сознаешь, плоды гордости.

Ты пишешь, что много спишь и в отношении пищи делаешь себе снисхождение. Сознавая в сем немощь свою, укоряй себя, и удерживайся, по крайней мере, от осуждения людей.

Иисусову молитву можешь употреблять, особенно при борении дурных помыслов, но только устно. А вместо нее, иногда, и: "Боже, милостив буди мне грешной". Лучше и эту молитву, чем ничего.

Еще пишешь, что стоя в церкви однажды возымела сильное желание войти в Царство Небесное и насладиться пением Ангелов! Это тебе, по твоему устроению, не может быть полезно, а скорее противное сему. В Патерике рассказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умом ко грешникам во аде, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и прочем, и молился об избавлении от оных; и другие старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным.

В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не сознавала потребности в ней). Всегда так бывает. Когда обладаем добром, то его не ценим; а теперь, по пословице, посиди у моря, подожди погоды; умнее и смиреннее будешь.

63. ГОРДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СТАРЦА СТРОГОГО. ЗА ОТСУТСТВИЕМ СТАРЦА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАПОВЕДЯМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ. СТРАСТНЫМ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО

Ты жалуешься на свое одиночество и желаешь теперь воспользоваться отношением к какой-нибудь старице, чего прежде не хотела понять и оценить, имея близ себя старицу, по благословению покойного отца Макария. Ты, может быть, скажешь в свое оправдание, что она была строга. Но я тебе на это противопоставлю слова святого Лествичника; он говорит: "Кто склонен к гордости и самочинию (или, как говорят другие отцы, имеет выю непреклоняющуюся и волю непокоряющуюся), тот должен выбрать себе наставника строгого и непопустительного". Тебе многократно было говорено — покорись, и получишь пользу душевную. Но ты пребывала непреклонна и даже, наконец, сопротивлялась наставнице с досаждением и негодованием. Вот теперь, поневоле, пришлось вкушать от горьких плодов самоверия и непокорного разумения. Сбывается на нас слово апостола: Аще кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети (1 Кор. 8: 2), и слово опытных: "своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит". Ты прежде не хотела покоряться и как должно обращаться к дельной и благословенной наставнице, а теперь нужда научила и возбудила в тебе желание обратиться хоть к какой-нибудь старице, или иметь собеседником дельную сестру. Вешь эта, в настоящее время, очень мудреная. Ты указываешь на старушку игумению. Я ее не знаю, а слышал, что она могла бы приносить другим пользу, если бы обстановка и положение ее были другие; а при этом неудобстве неудобно и духовное отношение. Сама это рассмотри на месте и потолкуй с теми, кто понимает дело.

Мне жаль тебя, очень жаль, а положительно и утвердительно сказать ничего не могу касательно духовного отношения. Пока найдешь это отношение, руководствуйся заповедями Евангельскими; на них опираясь, смотри, что делается внутри тебя и не ретись нерассудно на одно внешнее уединение, которое в страстном может питать самомнение, гневливость и осуждение других. Обращай на эти признаки твое внимание и понуждайся обучать себя самоукорению, во всяком случае, возлагая вину на себя, а не на других.

Помни всегда отеческое слово: "Келья высит, а люди искушают". Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.