«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Иисусову молитву можешь употреблять, особенно при борении дурных помыслов, но только устно. А вместо нее, иногда, и: "Боже, милостив буди мне грешной". Лучше и эту молитву, чем ничего.

Еще пишешь, что стоя в церкви однажды возымела сильное желание войти в Царство Небесное и насладиться пением Ангелов! Это тебе, по твоему устроению, не может быть полезно, а скорее противное сему. В Патерике рассказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умом ко грешникам во аде, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и прочем, и молился об избавлении от оных; и другие старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным.

В третий раз в письме этом говорю о старице (в которой ты теперь чувствуешь нужду, а когда имела ее, тогда не сознавала потребности в ней). Всегда так бывает. Когда обладаем добром, то его не ценим; а теперь, по пословице, посиди у моря, подожди погоды; умнее и смиреннее будешь.

63. ГОРДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СТАРЦА СТРОГОГО. ЗА ОТСУТСТВИЕМ СТАРЦА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАПОВЕДЯМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ. СТРАСТНЫМ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО

Ты жалуешься на свое одиночество и желаешь теперь воспользоваться отношением к какой-нибудь старице, чего прежде не хотела понять и оценить, имея близ себя старицу, по благословению покойного отца Макария. Ты, может быть, скажешь в свое оправдание, что она была строга. Но я тебе на это противопоставлю слова святого Лествичника; он говорит: "Кто склонен к гордости и самочинию (или, как говорят другие отцы, имеет выю непреклоняющуюся и волю непокоряющуюся), тот должен выбрать себе наставника строгого и непопустительного". Тебе многократно было говорено — покорись, и получишь пользу душевную. Но ты пребывала непреклонна и даже, наконец, сопротивлялась наставнице с досаждением и негодованием. Вот теперь, поневоле, пришлось вкушать от горьких плодов самоверия и непокорного разумения. Сбывается на нас слово апостола: Аще кто мнится ведети что, не у что разуме, якоже подобает разумети (1 Кор. 8: 2), и слово опытных: "своя воля и учит и мучит; сперва помучит, а потом чему-нибудь и научит". Ты прежде не хотела покоряться и как должно обращаться к дельной и благословенной наставнице, а теперь нужда научила и возбудила в тебе желание обратиться хоть к какой-нибудь старице, или иметь собеседником дельную сестру. Вешь эта, в настоящее время, очень мудреная. Ты указываешь на старушку игумению. Я ее не знаю, а слышал, что она могла бы приносить другим пользу, если бы обстановка и положение ее были другие; а при этом неудобстве неудобно и духовное отношение. Сама это рассмотри на месте и потолкуй с теми, кто понимает дело.

Мне жаль тебя, очень жаль, а положительно и утвердительно сказать ничего не могу касательно духовного отношения. Пока найдешь это отношение, руководствуйся заповедями Евангельскими; на них опираясь, смотри, что делается внутри тебя и не ретись нерассудно на одно внешнее уединение, которое в страстном может питать самомнение, гневливость и осуждение других. Обращай на эти признаки твое внимание и понуждайся обучать себя самоукорению, во всяком случае, возлагая вину на себя, а не на других.

Помни всегда отеческое слово: "Келья высит, а люди искушают". Потому-то немощному и страстному и полезно прежде протереться между людьми, — да научится смиряться и не порицать других.

64. ПОЛЕЗНО СИДЕТЬ В КЕЛЬЕ

Мать N и мать N! Что-то не возвещается грешной душе моей, чтобы вам ехать в Киев нынешним летом. Не лучше ли оставить поездку эту до весны? Из писем ваших видно, что неудачна была ваша первая поездка. Что же будет, если неудачна будет и вторая? Неудача показывает, что вам надо посидеть в келье до времени, и обсидеться, и осмотреться, и сообразиться со своими делами и помыслами. Сказано в Писании: аще дух владеющего найдет на тя, места твоего не остави. "Дух владеющего" значит — искушающего. Искушение находит, а мы неискусны в борьбе, и особенно слабы на язык. Что в голову придет, то и толкуем. Растревожат наше самолюбие, и мы выводим наружу такие вещи, которые говорены были собственно для пользы нашей, к нашему вразумлению и разъяснению дела, которого мы не хотели понять, по нашему обычному самоверию и близорукости. Последние слова обращаю к тебе, мать N. Просто и вкратце должен я сказать, что не знаю как с тобой обращаться. Если молчу, то дожидаюсь, чтобы ты сама объяснила, как должно, свои обстоятельства и свое душевное состояние, но ты, объясняя многое, не объясняешь главной своей немощи. Брался было я сам объяснить тебе эту немощь, от которой происходят у тебя все твои путаницы. Но ты, не знаю почему, обращаешь это опять в повод к новым путаницам не только для себя, но и для других. Думаю, что ты можешь понять, к чему и о чем говорится. Сказано в Писании: от словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися (Мф. 12: 37). Если нас с тобой будут судить по словам болтливости, особенно по тем словам, от которых много произошло враждебных путаниц, то куда нам деваться! Хоть отныне покаемся, и отныне да положим начало вести себя благоразумно и осторожно в отношении зловредной болтливости. Не вотще брат Божий, святой апостол Иаков, написал: язык огнь, лепота неправды: сице и язык водворяется во удех наших, скверня все тело и паля коло рождения нашего и опаляяся от геенны (Иак. 3: 6). Тем благословляем Бога и Отца и тем кленем человеки, созданные по подобию Божию.

Но ты скажешь: "Я никого не кляла, и не кляну". А я тебе скажу: если внимательно испытаешь и без самооправдания Писание Божественное и отеческое, то во многих местах найдешь, что безтолковая и безсмысленная болтовня объясняется или словом клеветы, или клятвы, как у святого апостола Иакова в сказанном выше месте... Прости, что тебе так резко пишу. Необходимость заставила прибегнуть к средству, о котором старинные люди говорят: "Клин клином выгоняется". И к этому прибавлю: если положишь начало благое — благоразумного умалчивания о тех случаях и словах, которые не должно высказывать по причине могущей последовать путаницы, то я тогда попрошу прощения. Господь да помилует и да вразумит нас к душеполезному, и да избавит от всего зловредного; прежде же всего от самооправдания, и особенно от самомнения и самоверия, которые заставляют нас высказывать свои понятия и разумения так положительно и утвердительно, как бы действительно было так, — что мы разумеем и понимаем паче всех, могущих разумевати. Но если бы вместо самомнения хоть мало бы мы приблизились к смирению и самоукорению, и к недоверию своему сердцу (потому что оно еще не очищено), тогда бы иначе стали думать и иначе говорить, особенно тогда, когда должно осторожно говорить, с рассуждением и сбережением себя и других. Чтобы сказать разом все, повторю слова Писания, говоренные тебе лично: Аще кто мнится верен быти в вас и не обуздовает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак. 1: 26). Всеблагий Господь да поможет мне и тебе, и сестре твоей, и другим произволяющим разуметь и исполнить сказанное, и сохраниться от душевредного языкоболия.

65. НУЖНО ДЕРЖАТЬСЯ СРЕДНЕГО ПУТИ СПАСЕНИЯ

Посылаю тебе, обще с сестрою, последнюю часть писем покойного блаженного отца Макария для духовного вашего назидания.

В письме своем, от 22 сентября, просишь меня помолиться, чтобы тебе правильно совершать путь твоего спасения. От всей души желаю, чтобы ты не уклонялась ни на десную, ни на шуюю сторону, а шла путем средним, царским, который указан нам Самим Царем царей и Господом господей в животворных Его заповедях, начиная с сих: не гневайтесь, не осуждайте, изми первее бервно из очесе твоего, как Он изрек Сам; и также, как учит через апостола своего, прежде всего прилежну имейте любовь друг к другу.

Жалуешься еще на то, что обленилась к чтению и молитве: это тебе за то, что много разбираешь чужие дела и скоро делаешь заключение, хотя и не примечаешь сего и готова оправдываться, но бывает так.