ТРАДИЦИЯ. ДОГМАТ. ОБРЯД

140

Современный петербургский патролог В. М. Лурье очень тактично применил это правило церковной мысли к А. С. Хомякову: "С обычной сегодня начитанностью в Отцах Церкви — в 19 веке немыслимой — легко указать Хомякову его уклонения в объяснении важнейших вопросов: о твари, грехе, о спасении и даже Самом Спасителе… Перспектива, в которой находится богословие Хомякова, непривычна для исследователя патристики. Чтобы разделить между главным и второстепенным, между тем, что говорится в точном логическом выражении опыта, и что — расплывчато, наугад, без наведения на концептуальную резкость, нужно найти столь же своеобразный подход, сколь специфично, скажем, изучение доникейских Отцов… Богословие Хомякова неловко, но твердо говорит "нет" всем теософско-мистическим попыткам, в обход грехопадения, приписывать тварной природе такое единство с Богом, которое нам будто бы достаточно распознать в себе. Его крен нужно отсчитывать не от Православия, а от мистического, равно как и рационалистического человекопоклонства. Все богословие его сфокусировано на мысли, что тварь сама по своей природе, без обращения к Богу, не спасется, у нее один Спаситель — Христос. То же, что осталось вне фокуса — всегда нечетко, зато там и грязь, и помехи не так страшны" (частное письмо).

141

Святой Василий Великий. Творения. М., 1845. Ч. 1. С. 24.

142

Святой Григорий Богослов. Творения. СПб., б. г. Т. 2. С. 178.

143

Святой Григорий Нисский. Творения. М., 1861. Т. 1. С. С. 137 и 143.

144

Августин. О Троице. // БТ. М., 1989. № 29, С. 262.

145

См. Преподобный Максим Исповедник. Творения. М., 1993. Кн. 2. С. 198.

146

Святой Игнатий Брянчанинов. Отечник. Брюссель, 1963. С. 754–755.

147

Паскаль Б. Мысли о религии. М., 1905. С. 225.

148

Безант А. Братство религий Т., 1911. IV, 5.

149

Святой Григорий Богослов. Творения. СПб., б. г., Т. 1. С. 301.

150

Карсавин Л. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж, б. г. С. 47.

151