О вере, неверии и сомнении

"Вы не хотите придти ко мне, чтобы иметь жизнь"… Почему? — Я "знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу". А это почему? — "Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу", — т. е. самолюбивы, горды, а потому и "славы, которая от единого Бога, не ищете"…

А вот когда "иной (антихрист) придет во имя свое", а не Божие, "его примете": он будет — от вас, от диавола, которому и вы, и он — сродны (Ин. 5). "Я говорю то, что видел у Отца Моего: а вы делаете то, что видели у отца вашего": "вы делаете дела отца вашего" диавола (Ин. 8, 38, 41).

Смириться же не хотите. Между тем иного пути нет:

— Придите ко Мне… и научитесь от Меня: "Ибо Я кроток и смирен сердцем" — эти слова сказаны тотчас после указания пути к познанию истины: "Кому Сын хочет открыть" (Мф. 11, 27–28). Кому же? — Который смирится, как Он. И тогда Христос откроет ему Себя. А первое проявление этого Смирения — вера словам Его, просто вера в Него… Уверуете, и тогда слово Его вселится снова в душу, и она узрит истину: "Вы…не имеете слова Его (Божия) пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал" (Ин. 5, 37–38).

Итак — истина от сродства с Истиной, Богом, от богоподобия; богоподобие — от благодати в сердце; неверие — от потери богоподобия; возвращение к истине от восстановления богоподобия через Благодать Христову

— Благодать — Только дается чрез Христа;

— Путь ко Христу — вера в Него;

— Вера — от смирения, по крайней мере хоть от решимости верить, смиренно признать истину.

Так мы пришли к важным, но и простым выводам — фактам: вера — от благодати; благодать — от смирения. Следовательно, как и говорит Св. Варсонофий Великий, "вера есть смирение". А неверие, говорит преп. Антоний Великий, "от легкомысленной дерзости".

Так все самое "отвлеченное" связано с нашими душевными "сердечными корнями". Тут и пригодится автобиографический материал. Тут и вспоминаешь истину слов Давида, в которых — против воли, против "сердца" сомневался мой ум: "рече безумен в сердце своем: нет Бога"… Слава Богу: мое же сердце никогда этого не принимало. С этим я и в академию приехал. Рационализм же — был корочка легкая.

Глава 7

* * *

…Я забежал вперед: еще дальше придется говорить о законах познания, о путях веры… Но, Думается, это и лучше: понемногу принимать так называемые "отвлеченные идеи" легче для нашего простого ума и простого сердца. А если сразу и много — труднее переваривать будет. И в Евангелии: то чудеса, то притчи, то учение, опять — дела…

Но пора и про академию начать. Впрочем, несколько отложу об этом. А приведу из Евангелия несколько фактов, примеров, как Господь Сам связывал "отвлеченное учение" Свое с событиями жизни, с фактами, — или с аналогиями, сравнениями, Можно сказать, все Евангелие от Иоанна, в первых 13 главах, полно этим способом откровения… Кому-либо это, быть может, неизвестно? А очень интересно; и это очень упрощает понимание наставлений Христа, почему-то будто не связанных, а точно случайно лишь прилепленных к событиям… Вот смотрите.