Истина и откровение, Пролегомены к критике Откровения

[41] Вместо зачеркнутого: жалость. {- Прим. ред}.

[42] Ж. Кальвину принадлежит так называемое "учение об абсолютном предопределении", согласно которому Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и человек не в силах изменить этого предопределения. {- Прим. ред}.

[43] {Reductio ad absurdum (лат.) – } сведение к нелепости. {- Прим. ред}.

[44] {Халкидонский догмат – } принят в 451 г. на IV Вселенском Соборе и определяет отношения между двумя естествами Иисуса Христа. Догмат провозгласил, что Христос – "совершенство в Божестве и совершенство в человечестве, истинно Бог и истинно человек", "в двух природах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемый". Эти два естества гармонично сочетаются в одной ипостаси, в одной сущности вследствие Боговоплощения. Входит в Символ Веры. {- Прим. ред}.

[45] {Профетическая} (от греч. "профитис" – пророк, предсказатель) пророческая. {- Прим. ред}.

[46] Со многими другими идеями о. С. Булгакова я решительно расхожусь.

[47] {Манихейство – } религиозно-философское учение, возникшее в III в. на Ближнем Востоке и в Персии и распространившееся от западных и южных римских границ до Китая. Считалось то христианской ересью, то самостоятельной религией. Его основатель, перс Сураик, принявший имя Мани, считал своими предтечами Зороастра. Будду и Христа. Некоторое время взгляды манихеев разделял Августин Блаженный, который впоследствии стал одним из непримиримых их врагов. Согласно учению Мани именно он является носителем целостной, абсолютной, ничем не затемненной и совершенной Истины, в отличие от ранее являвшихся пророков, которые открывали людям лишь часть Истины. {Прим. ред}.

[48] Употребляю слова "культура" и "цивилизация" в смысле, близком словоупотреблению Шпенглера.