Letters to a provincial
Быт. 4: 8.
260
Т. е. Иисуса Христа.
261
Сам Карамуэль не считал возможным пользоваться им.
262
Член Ордена капуцинов, поддерживал отношения с пор-рояльс- кими отшельниками. Издатель 1898 г. подчеркивает, что примирение о.Пюи нелестно и для самого капуцина, отказавшегося от вполне законных обвинений в адрес иезуитов.
263
Иезуиты всякими мерами старались переманить побольше народу в свои приходы. Пюи говорил о них.
264
Во Франции были три приматства, т. е. по древности своих прав более уважаемые епархии: в Лионе, Бурже и Руане.
265
Пс. 115: 2.
266
Шарантон — небольшой городок, где находилась ближайшая к Парижу 1угенотская церковь (иметь церкви в самой столице гугенотам воспрещалось). Это слово иногда использовалось как сиионим гугенотства.
267
Кирога и Пюи — капуцины.
268
Многие из них склонялись к янсенизму под влиянием аб. Сен-Сирана.
269
Маньи (Magni) Валериан (1587-1661) — «капуцин, теолог» физик, полемист с протестантами» дипломат. Борьба его с иезуитами вызвана тем, что по его указаниям лапа в 1630 г. упразднил Орден иезуитинок, основанный иезуитами без папского разрешения. За непочтительный отзыв о папской непогрешимости был в 1661 г. арестован нунцием и отправлен мод стражей из Вены в Италию; только заступничество Фердинанда III спасло его от мести иезуитов. В сочинении De atheismo AristoteBs (Варшава, 1647 г.) он описывал, выдавая их за свои» опыты Торичелли и Паскаля, без упоминания, что уже получил их описание от Роберваля» (прим. из издания 1898 г., с. 344).
270
Янсснисты и члены кружка в Пор–Рояле.
271
Паскаль намекает здесь па Демара дс Сеи–Сорлена, которою тогда многие считали автором разных сочинений в защиту иезуитов. См. конец 16–го Письма.
272
Янсения. Письма Янсения, адресованные Ж. Дювсржье, аб. Сен-Сирану, были отобраны у последнего но нремя ареста η 163# г. и напечатаны в 1654 г. о. Пинтеро под заглавием Открытие зарождения янсенизма.
273