«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо твое от 11 июля получил. Пишешь, что от лености и от устали не исполняешь иногда молитвеннаго правила, так и засыпаешь, и просыпаешь. – Должно лень от устали отличать. Если устала и заснула от безсилия, то укоряй себя больше пред Богом, и кайся, и смиряйся. Если же ты не устала, а просто не хочется молиться, то это уже лень, тут должно понуждать себя к молитве, хотя бы она была и разсеянная. Молиться с самопонуждением состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.

Еще пишешь, что во время молитвы некоторыя слова особенно трогают и ты повторяешь эти слова по несколько раз, а затем молишься своими молитвами или словами. – Такой способ моления не отрицается, а напротив, затворник епископ Феофан поощряет к такой молитве. Или так только плачешь, ничего не читая. Все-таки должно плакать, хоть с мыслию, что безмерно прогневала грехами Господа и боишься страшнаго наказания.

Разсеяваешься иногда при молитве Иисусовой. – Трудно, чтобы никогда не разсеяваться. Это свойственно только совершенным, а мы с тобой люди грешные. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что, и потому думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. – Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.

Слезы скрывай от людей, сколько можешь. По замечанию покойнаго Батюшки о. Амвросия одной монахине, можешь иногда кому-нибудь сказать, что у тебя появляются слезы от слабости нервов.

Чтобы помыслы тщеславные, как и другие худые, не приходили, это невозможно. А только следует с ними бороться и при помощи Божией отгонять их. Так ты и делаешь, и впредь так поступай.

Чтобы чувства были, а слез не было, этому научить тебя не умею.

Келейную твою жаль. Молись о ней усерднее, чтобы Сам Господь наставил ее на путь добра и истины. А когда будет передавать тебе сплетни, каждый раз замечай: „А помнишь, ты обещалась мне сплетни не передавать? Ведь за одно осуждение ближних могут погибнуть души наши". Пусть она от твоих замечаний и похворает несколько. Это не беда, для души ея полезно.

К Лидии отдельно буду писать.

Испрашивая на тебя и на ближних твоих мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

P.S. Прежнее письмо твое июньское получил. К тебе пишу в Ярославль.

Против помыслов осуждения хорошо и молиться молитвою св. Ефрема Сирина: „Ей, Господи Царю, даруй мне зрети моя согрешения и не осуждати брата моего“ или сестру мою, и проч.

184. Сухость и холодность происходят в душе от самонадеянных помыслов; должно укорять себя и смиряться. Господь отнимает у нас духовныя утешения, чтобы мы видели свою нищету

Достопочтеннейшая о Господе матушка казначея Магдалина!

Письмо твое от 3 августа получил, но по немощи и недосугу не мог отвечать тебе доселе.