Православная антропология

"Земное тело, сияющее божественным блеском, смертное тело, источающее славу Божества..." [8].

Обратите внимание: это слова о теле, но не о плоти. Здесь скрыт один из смыслов различия этих понятий. Тело есть форма, образ, оно выражает красоту, а не биологические механизмы и вещества, которые вместе именуются плотью.

Тело не только форма, не только состав членов, но еще и носитель черт, превосходящих естество. Отсюда и самая возможность телесной красоты. Она - выражение сверхъестественного в теле, образа Божьего.

Итак, тело, но не плоть, прекрасно, божественно, хотя и плоть

"Не лишена причастия художественной премудрости и силы Божией" [9] (Святитель Ириней Лионский)

4.2.2. Бессмертие и смертность плоти

Телесная природа человека смертна, но по дару причастия Святого Духа до грехопадения тело было избавлено от тления и смерти.

"Тело по естеству смертно... душа же - неумирающая, но когда отходит она, умирает тело" [10] (Святитель Афанасий Александрийский)

"Тело смертно и тленно" [11] (Святитель Иоанн Златоуст)

"Тело твое смертно, но бессмертна душа" [12] (Преподобный Нил Анкирский)

Грех прервал блаженное житие Адама, и

"...тело его [Адама] стало не только смертно, но и подвержено страданию" [13] (Преподобный Исидор Пелусиот)

"Бессмертность Адама проистекает вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни" [14] (Леонтий Византийский)

Господь лишил Адама "вкушения... от древа жизни" (Быт.3:22), что дало бы ему бессмертие тела.

Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти). Но после грехопадения Господь лишает человека этих благ, и тело становится на естественный путь, приводящий к смерти.

4.2.3. Греховность плоти

Грехопадение Адама (и Евы) изменило жизнь тела и плоти, тело стало подвержено всем плотским недугам - страданию, болезни, смерти. Но источником греха является не тело, а душа - таково православное учение.

"Причиной греха не тело, а душа сама по себе..." [15] - так писал мученик Мефодий Патарский. Так же учил и Дионисий Ареопагит:

"А что виновник зла для души никак не тело, ясно из того, что зло может сопутствовать [душе] и без тела, как у демонов" [16].

Пока приводим лишь два этих свидетельства, так как в своем месте об этом будем говорить подробнее.

Итак, тело - не источник зла и греха. Греховным оно стало в результате Адамова преступления. Тело вообще не обладает свободой, но подчинено душе (об их взаимоотношениях будем говорить в главе шестой "Душа и тело").