Личность и Абсолют
УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ НИССКОГО О БОГЕ 13 декабря 1922 г.
I. Три задачи: 1. Изложение учения.
2. Локализация его на фоне православного мировоззрения.
3. Выводы для имяславия.
II. Учение Гр[игория] Η [исского ] о Боге:
1. О непостижимости Бога, или апофатическое богословие.
2. Учение о различии в Боге, или о св. Троице.
3. Познание Бога, или учение об энергиях.
III. Учение о непостижимости.
а) Простота.
1. Не допускает большего или меньшего [одно благо, другое нет], V 97.
2. О простоте говорит и беспредельность, V 98.V 75. VI293.
3. В отношении к умной сущности нет смысла гов[орить] больше или меньше, раньше или позже, VIII.
4. Итак, сущность не имеет очертания и образа, V 144—145. 257, и не может не делиться, не делаться иной, VI 280 сл.
b) Неименуемость Бога, V 257 (паче всякого имени), V 415, 418, 426.
IV. Учение о различии в Боге.
а) Из предыдущего:
1. Все, какие есть различия, есть различия по сущности, VI 462—483.
2. Так как в сущности нет различия, в частности различия между субстанцией и акциденцией, то в каждом моменте различия сущность должна присутствовать целиком, VI 469.
3. Так как сущность непостижима, то и различия, поскольку в них сущность, непостижимы; однако они требуются разумом. Простота не мешает различию Лиц (VI 127 сл., 130—131).
a) Восхваление разума, IV 3—4, 37—39.
b) Начиная мыслить о Боге, мы видим прежде всего, что это Первое начало, выше кот[орого] нет, кот [орое] само выше этого. Отец. VI341. Однако самая нерожденность не есть сущность, V 248.
c) Но тогда и — Сын, V 244 (нерожденное предполагает рожденное), 117—118. V 267. IV 342.
d) Таким образом, раздельность в тождестве V 112 (диалектика) [IV 248 одно и иное вместе].[677] V 252—259:
1. Беспредельность] и вечность.
2. Евн[омий]: это сущйость.
3. Но тогда это—разделение сущности, раз Сын не вечен.
4. Остается: рожд [енность ] и вечность одновр [еменно ], 259.
e) Особая тайна раздельности и тождества, IV 11.
f) Почему не триг Бога, — —спец [иально ] к Авлалию.
a) неправильно] говорить о трех человеках (сущности), IV 114, 182,
b) естество не именуемо, 126, а θεός — «зрительная сила»,
c) кроме того, дается одна жизнь (опытный аргумент), IV 121 — 124, 183.
d) Нет никакого пр[остранственно] вр[еменного] различия между лицами, 125.