Личность и Абсолют
3. Но вместе со звуками они и рассеиваются.
4. Имя отца—нерожденность; она исчерпывает всю его сущность.
5. Значит, если Сын—рожден, то он не Бог. Он не единосущ и не подобен.
6. Ясно, что это—полнейший объективизм.
7. Но ясно и то, что характер объективного бытия здесь подчинен законам мышления (тождества и противоречия).
8. Арианство—это аристотелизм на основе христианского опыта. Здесь—операция с отвлеченными понятиями, имеющими объективное значение и ухватывающими действительность, как она есть. Отсюда: имена обозначают сущность, ибо ничего и нет, кроме сущности.
На это отвечал Вас [илий ] Вел [икий. ]
Вас [илий ] Вел [икий ]
1· Тут иное воззрение на самое бытие. В арианстве и аристотелизме анализ отдельных сущностей и приведение их в отвлечённую] логическую систему. У каппадокийцев:
1. каждая сущность мыслится насыщенной внутренним] и сокровенным бытием.
2. κοινόν ϊ общее в сущности ουσία ) сокр [овенное] и исконное ϊδιον—конкретный лик предмета, ύπόστασις—явленное и познаваемое.
3. То же и по отношению] к Богу:
1) ουσία.
2) Три ύποστάσεις в одной ουσία—платонизм.
В ύπόστασις «очертание какого–либо предмета по отличительному] признаку», VI 80. Павел, Силуан и Тимофей. Определение ипостаси—VI 81.
4. Неслитность и нераздельность, VI 85 [III 42].
2. Другими словами:
1. Арианство оперирует понятиями аналитически и форм [ально] — логически, отсюда закон противоречия.
2. Капп[адокийцы] оперируют понятиями диалектически, и отсюда выход из закона противоречия.
3. Следовательно], и Божество в арианстве рационализировано, у каппад [окийцев ] символизировано в понятиях.
3. Утвердившись на такой точке зрения, Василий Великий и возражает Евномию.
1. Имя не обозначает самой сущности, потому что самую сущность мы вообще не охватываем. Имя обозначает лишь свойство предмета, ипостась, III 56—57.
2. С другой стороны, Василий Великий защищает примышление.
a) Здесь большой соблазн для позитивистически настроенного исследователя: защищается человеческая субъективность, значит, и имена—субъективны.
b) Но это ужасная грубость. Зададим себе непредубежденный вопрос: с какой стороны могла бы защищаться επίνοιοί?
c) Единственно, что возможно: защита субъективного разума для более полного объективного его применения. Разум не пассивно отраженная картина мира и Бога, но активная жизнь в союзе с миром и Богом, сплетение субъекта и объекта и утверждение их взаимного воздействия.
d) Как раз мы это и находим у Васил[ия] Великого.
3. 1) Даже если примышление есть пустословие, то и тогда нельзя сказать, что ложь рассеивается, III 20.