Критика платонизма у Аристотеля. Диалектика числа у Плотина

XIII 4, 1079а 19—31;

b\ в себе —-XIII 5, 1079b 35—1080а 1;

с) вне себя —

XIII 4, 1079а 31—b 11,

XIII 5, 1079b 14—23,

XIII 5, 1079b 23—35,

XIII 5, 1080а 2—8.

C. Субстанции идейно–математические:

а) внутри себя —

XIII 7, 1081а 17—29 (абсол<ютная> несчислимость),

XIII 7, 1082а 26—b 1 (прерывная счислимость),

XIII 7, 1082b 19—33 (прер. счисл.),

XIII 7, 1083b 1—8 (дет<альный> аргумент)),

XIII 7, 1083b 23—36 (дет. арг.),

XIII 7, 1084b 2—1085а 2 (дет. арг.),

1^—1

629

XIII 7, 1085b 4—34 (дет. арг.);

b) в себе —

XIII 7, 1081а 29—35 (абсол. несчисл.),

XIII 7, 1082а 1—7 (прер. счисл.),

XIII 7, 1082b 1 — 11 (прер. счисл.),

XIII 7, 1082b 11 — 19 (прер. счисл.),

XIII 8, 1083b 36—1084b 2 (дет. арг.),

XIII 9, 1085а 7—b 4 (дет. арг.);

c) вне себя —

XIII 7, 1081b 10—26 (абсол. несчисл.),

XIII 7, 1082а 17—27 (прер. счисл.).

II. Критика учения о принципах.

A. Числовые принципы:

а) внутри себя —

XIV 1, 1087а 29—b 4,

XIV 3, 1091а 12—4, 1091а 29;

b) в себе ——

XIV 2, 1090а 2—3, 1091а 12;

с) вне себя —

XIV 5, 1092b 8—6, 1093b 24.

B. Идейные принципы:

а) внутри себя —

XIV 5, 1092а 21—b 8;

b) в себе ——

XIII 9, 1086a 31 — 10, 1087a 4;

с) вне себя —

XIV 4, 1091a 29—5, 1092a 17.

к) В заключение всего нашего анализа аристотелевской критики платонизма рассмотрим еще один пункт, который обычно нужен тем, кто плохо ориентируется в диалектическом методе вообще.

Аристотель — формальная логика, Платон — диалектика. Диалектика отличается от формальной логики тем, что она отрицает «закон противоречия». Точнее надо говорить так: диалектика не просто отрицает закон противоречия, но считает его только тезисом. Этому тезису она противопоставляет его антитезис и затем синтез. Таким образом, закон противоречия, собственно говоря, не отрицается, а сохраняется, но сохраняется как момент более общей структуры. Он отрицается, но отрицается диалектически; а это значит, что он утверждается хотя и не изолированно, но синтетически с другими структурами. Однако так или иначе, а отрицание закона противоречия входит в диалектику как ее необходимое утверждение. И вот этого–то и не может понять ни Аристотель, ни всякая другая формалистическая мысль. Поэтому, кто не уяснил себе этой особенности диалектического метода, тот не поймет и нашего общего утверждения, что Аристотель искажает платонизм, и искажает в направлении формальной логики. Стало быть, необходимо яснейшим образом представлять себе эту особенность платонизма и диалектики, чтобы разобраться в основах аристотелевской критики этого предмета.

Итак, диалектика и утверждает, и отрицает закон противоречия и делает это одновременно. Будем, однако, лучше говорить для простоты не о законе противоречия, но о законе тождества. Формальная логика гласит: А всегда есть А, если брать его одновременно и в одном и том же отношении. Диалектика тоже это утверждает. Но, как сказано, это для нее лишь тезис, которому она тотчас же противопоставляет антитезис, тоже утверждаемый ею с той же безусловностью. Как это возможно?

Одно существует. Это значит, что оно отличается от всего иного. Одно отлично от иного, и иное отлично от одного. Ясно также, что одно, чтобы отличаться от иного, должно быть тождественно с самим собою, как иное, чтобы от него отличалось что–нибудь, должно быть тождественно с самим собою. Но докажем, что одно тождественно не только с собою самим, но и с иным и не только отлично от иного, но отлично от самого себя. Доказательство сводится к следующему. 1) Одно тождественно с собою и отлично от иного. 2) Но иное — тоже есть некое одно. 3) След., поскольку одно тождественно с самим собою, оно тождественно с иным себе, т. е. отлично от самого себя. Еще ярче станет предмет из такого сопоставления.

ТЕЗИС АНТИТЕЗИС 1. Одно есть нечто. 1. Одно отлично от иного. 2. Нечто есть не–иное. 2. Иное тоже есть некое одно. 3. След., одно есть не–иное, т. е. отлично от иного. 3. След., одно тождественно с отличным от себя, т. е. с иным.