Священномученик Иларион (Троицкий)-РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА-1. "Кризис, всколыхнувший всю русскую жизнь до самого дна,

Членам Государственной думы митрополит Антоний сказал речь, известную всем по газетам. В речи первоиерарх Церкви Православной не связывает веры Христовой с определенной политической партией. Речь владыки так характеризуется в №9 "Церковно-общественной жизни" (с.258): "Нет в ней ни шумливых прещений, ни громких возгласов о "крамоле", якобы раздирающей нашу несчастную, исстрадавшуюся Русь, нет даже тени упрека по адресу тех или иных политических групп, составляющих в общем одно органическое тело России. В речи митрополита приятно поражает истинно христианская сверхполитика - терпимость ко всем политическим партиям, отображающим, по его мысли, единую коллективную душу русского народа... Благо родины понимается различно различными людьми, - сказал владыка. И в данном случае сказал святую истину".

Симпатии духовенства партиям темной окраски, "причем некоторые духовные даже еще более сгущали окраску, чем это сделали светские вожаки подобных партий", обусловлены различными причинами. Хочется надеяться, что Церковь поймет свою собственную силу и цену, когда заживет самостоятельной свободной жизнью, а тогда симпатиями Церкви будет пользоваться все доброе, светлое и ничто черное, злое. Из крупиц добра Церковь будет строить Тело Христово, все доброе будет стремиться к Церкви, от нее получать благословение и помощь, все же недоброе будет бояться неподкупного, обличительного голоса Церкви, все, лишенное нравственной поддержки Церкви, будет выбрасываться как негодное строителями политической жизни, которые сами будут желать указаний со стороны Церкви.

Примечания

Печатается по изданию: Среди журналов. - Христианин. Сергиев Посад, 1907. №2, №3, №8. (Заглавие взято в соответствии с публикацией данного текста в качестве отдельного оттиска. См.: Троицкий В. Религия и политика. Сергиев Посад, 1907.) Подпись: В. Троицкий.

Обзор статей, поднимающих вопрос об отношении религии и политики.

1. Вопросы религии. Вып.1. С.37. Речь идет о статье В. Свенцицкого (впоследствии протоиерей) "Христианское отношение к власти и насилию", который в 1905 г. участвовал в создании нелегальной общественно-политической организации "Христианское братство борьбы". - Прим. ред.

2. Булгаков С.Н. (1871-1944), русский философ, социолог, богослов. В статье "Средневековый идеал и новейшая культура" Булгаков комментирует книгу немецкого историка Генриха Эйкена "История и система средневекового миросозерцания". - Прим. ред.

3. Григорий VII (Гильдебранд), пап Римский (+1085), сторонник признания безусловного превосходства власти духовной над светской. - Прим. ред.

4. Бердяев Н.А. (1874-1948), русский религиозный философ. Разбираемые здесь статьи "Анархизм" и "Социализм как религия" вошли в книгу "Новое религиозное сознание и общественность" (1907). - Прим. ред.

5. Zusammenbrech - катастрофа, крушение (нем.). - Прим. ред.

6. Завитневич В.З. (1853-?), профессор КДА, доктор церковной истории. Автор многих работ по отечественной истории. - Прим. ред.

7. Юзефович Б.М. (1843-1911), публицист, председатель киевского отделения "Союза русского народа". Дубровин А.И. (1855-1921), врач, организатор и руководитель "Союза русского народа". Расстрелян. Открытое письмо председателя Союза Русского Народа А.И. Дубровина митрополиту Санкт-Петербургскому Антонию (Вадковскому; 1846-1912) было опубликовано 6 декабря 1906 г. в газете "Русское знамя". - Прим. ред.