3. Оружие русского Антихриста — квазирелигиозные ценности. Он может создать нон–религию, успех которой превысит усилия всего собора святых. Антицерковью стало государство; религии противопоставил ось гражданство, православию — патриотизм, соборности — партийный коллективизм. Евангелию противопоставилась идеология, внутренней анти–Церкви — хилиастические идеалы всеобщего благоденствия. Сакрализация идеологии светлого будущего держалась на принципе классовой ненависти и мести, на обновленном содержании таких мифологем, как жертва и жертвенность. В новых, марксистских контекстах последней личность потеряла статус центральной ценности Божьего мира. Социальное поведение стало строиться не на любви к ближнему, а на принципе оглядки. Был построен мир без другого, без ближнего, без любимого; исчезло понятие частной жизни.
В атмосфере предательства и повального шпионажа погибли последние русские личности. Имперская амбиция заменила чувство национального достоинства. Бердяев отмечал, что революционная злоба исказила лица людей, явилось множество некрасивых физиономий и остервеневших существ. Антицерковь коллективного внутреннего Антихриста проступила и во внешнем облике одержимых им людей, торопливо созидающих прижизненный Ад всеобщего концлагеря. Жуткое впечатление производят последние прижизненные фотоснимки лидеров антихристова царства: над входом в траурный зал музея Сталина в Гори висит его портрет, с которого на вас смотрят измученные глаза вурдалака; маской смерти стало лицо Мао.
Русский Антихрист дружен с природно–стихийными силами Зла. Современные публицисты с тревогой отмечают нарастание катастрофизма в природе, сопутствующее социальному хаосу. В руках русского Антихриста — онтологическое равновесие бытия, его непокой и кризисы.
Тем большей пристальностью должно быть отмечено наше внимание к обликам русского Антихриста.
Комментарии и примечания
В книге после каждого публикуемого текста помещены краткие библиографические справки об авторах и самих текстах, а также краткий комментарий, в котором отражены наиболее существенные исторические реалии текстов (исторические лица, даты их жизни, названия и издания их сочинений).
С. Яворский. Знамения пришествия антихристова и кончины мира
ОСНОВАНИЕ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ
Вопрос первый
Что есть антихрист?
Ответ
Слово это «антихрист» есть греческое, сложено от «анти» и «Христос», то есть противник Христа. Всякого же противника, гонителя, врага или супостата Христова можно назвать антихристом. И таковыми антихристами были многие, начиная от времен апостольских и доныне: Симон–волхв, Нерон, Максимиан, Диоклетиан, Юлиан, Арий, Македоний, Несторий, Савеллий, Аполлинарий, Магомет [55]. Эти и прочие были антихристами, потому что противились Христу, истинному Богу нашему: одни мучением рабов Христовых за веру Христову, другие же злочестивым учением не исповедующие его как истинного Бога. И о тех антихристах говорит Иоанн святой Богослов:
«Многие лживые пророки пришли в мир; поэтому распознавайте дух Божий и дух льстивый; антихристов. Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а другой есть антихристов, его же услышите как придет, и ныне в мире уже есть» (1 Ин. 4, 1—2).
И еще в том же послании говорит: