Раныо заревой. M. t 1975; Железная мистерия/Предисл. и примеч. Б. Грушевского. М.. 1990; Русские боги: Стихотворения и поэмы/Сост. и подг. текста Λ.Λ. Андреевой; Предисл. М. Дудина; Послесловие и примеч. Б. Романова. М.. 1989; Роза Мира. Метафилософия истории. М., 1991; Новейший Плутарх. Иллюстрированный бирфафичеасий аюварь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен στ А до Я. Основатель издания, главный редактор и иллюстратор Л Л. Раков. М., 1991.

Литература о нем: Померанц Г. Открытая дверь. Встречи с Достоевским. М„ 1990. С. 350—351, 357—361. Селиверстов В. Л. Д. Андреев и его «Роза Мира». Критические заметка/Начало. Журнал Института богословия и философии. СПб., 1994. С. 128— 135.

Комментарии и примечания

Глава «Князь Тьмы» из книги «Роза Мира» печатается по первому легальному изданию: Андреев ДЛ. Роза Мира. Метафилософия истории/Предисл. А. А. Андреевой. М., 1991. С261—269. Предварительные публикации книги см.: Андреев Даниил. Роза Мира и ее ближайшие задачи/Публ. А. А. Андреевой; Предисл. В. И. Грушецкого//Волросы философии. 1989. №12. С. 55—72.

В тексте Андреева фигурирует множество изобретенных им терминов. Некоторые из них пояснены в «Кратком словаре имен, терминов и названий, наиболее часто встречающихся в тексте» (см. источник — С. 273—275), откуда мы заимствуем их толкования, а некоторые ясны непосредственно из контекста.

Й. Рот. Антихрист (Глава из книги) Красная земля

Эразм любил многие вещи, которые любим и мы, поэзию и философию, книги и произведения искусства, языки и народы и, не противопоставляя их друг другу, все человечество… И лишь одну вещь на Земле он действительно ненавидел: фанатизм.

Стефан Цвейг. Эразм Роттердамский[381]

Затем я отправился в страну, о которой мне рассказывали, будто бы там не раздаются стоны бедных и поверженных жизнью. Там все силы отданы для того, чтобы зажечь свет истины, справедливости и разума. Там одержана победа над золотом, металлом Антихриста. Там к жизни каждого человека питают естественное уважение, и каждая жизнь священна.

И вот я пришел в столицу этой страны. Это древний город, прекрасный просторный город с сотнями старинных церквей. Когда смотришь на него сверху, то видны широкие, зеленого цвета купола, как громадные, разбросанные там и сям драгоценные камни. Кажется, что каждое столетие завещало этому городу свой драгоценный камень.

Я входил в церкви, увенчанные куполами, и видел: во многих из них перестали служить молебны, с колоколен сняли колокола, с внутренних стен и с куполов — кресты.

— Мы прикончили Бога, — говорил мне то один, то другой, — такое не всякому по силам. Мы отменили богатство, золото, царя, палачей, но не только. Мы дочиста вымели с небес всю ту нечисть, которая скопилась там на протяжении истории. Теперь земля чиста, а небеса пусты.

И действительно, они это сделали. Они вооружились двумя метлами, одну они взяли, чтобы вымести сор с земли, другую — чтобы навести чистоту на небе. Своим метлам они даже дали имена. Одну метлу назвали «революция», другой же метле дали имя «человеческий разум».

Но в стране оставалось еще много людей, которые были не согласны с метлами или по крайней мере с одной из них. Люди видели, что на земле становится чище, но видеть небеса они не могли и потому особенно не доверяли метле под названием «человеческий разум».