Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.

42 Иоан, 1,1. Рим. 9. 5.

43 Иоан. 1, 18; Иоан. 4, 9.

44 Колос. 1. 15.

45 Иоан. 10. 30.

46 Мат. 16. 13. Иоан. 3. 12.

47 Филип. 2. 7.

48 Иоан. I. 14.

49 S.Theophanis Chronographia, pag. 77. Σνοψις 'Ιστορ. Παρά κνρ Γεοργ Κεδρην., pag. 275 и в жит. Св. О. Геннадия Патриарха.

Для сообщения некоего понятия о Духе Св., Третьем лице Св. Троицы, кроме символов голубя и огненных языков и притом или в совокупности с первыми лицами существа Божия или с теми событиями, в коих Он под такими видами являлся или мог действовать, Иконописец не имеет права употреблять других символов; особенно должен беречься представлять Третье лицо Св. Троицы отдельно в виде юноши, как дерзали изображать Духа Св. некоторые живописцы Западной Церкви, которою и осуждено такое своеволие50.

50 St. Wiest Institut. Theolog. Dogm. H, pag. 564. Calend. Eccl. Univ. Assemanii, Tom. 1, pag. 47.

Добрых Ангелов представляет Слово Божие и жития Святых в виде мужей и юношей51, весьма редко в виде отроков52, но нигде не говорится, чтобы они кому-либо являлись под видом младенцев и притом нагих, как обыкновенно изображают их художники Римской Церкви. Наименование их добрыми Святыми, Божиими, дает разуметь, что их лики должны быть оттенены святолепною красотою, кротостию и добротою. Для означения их духовности и быстроты, с которой они совершают волю Божию, издревле Иконописцами Ангелам всех девяти чинов усвоены крылья, хотя, по свидетельству Св. Писания, только Серафимы и Херувимы являлись окрыленные шестью крыльями. Греческие Иконописцы представляли Ангелов в Диаконском облачении, опоясанными орарем, так что сим на плечах и груди образуется крест, потому что в Церковной Иерархии Диаконы при совершении Священнодействий, по таинственному изъяснению, образуют собою служение на небесах Ангелов. Но как ни откуда не видно, чтобы Ангелы являлись кому-либо в Диаконском облачении, то Иконописец не погрешит, изображая их просто в светлых, как бы эфирных одеждах, коих складки (как представляли Ангелов некоторые живописцы средних веков) скрывают их ноги.

51 Деян. 1. 10. Марк, 16. 5. Лук., 24. 4.

52 В житии Св. Муч. Дорофея Февр. 6, также в житии Препод. Луки Елладского Фев. 7.

Один чин Ангелов Св. Писание именует силами, в Церковных книгах они означаются названием умных сил. Их изображают Иконописцы в виде младенческих человек с крыльями. Символ сей не только не заключает в себе ничего предосудительного, но даже весьма близко выражает их наименование.