Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология.

Примечания редактора

Печатается по: Душеполезное Чтение, 1862, ч. 2, с. 400-423. Иван Михайлович Снегирев (1793-1868) - профессор Московского университета, автор многих работ по русской церковной и гражданской истории.

а Стэнли, Артур Пенрин (1815-1881)-деятель англиканской церкви, автор «Лекций по истории Восточной Церкви» (1861).

6 В канун праздника Богоявления, так называемый Крещенский Сочельник, в храме совершается великое освящение воды. Эта «богоявленская» вода пользуется особым почитанием, ее хранят в течение года, а порой и более. В самый день праздника, 6(19) января существовал обычай совершать крестный ход к источникам, рекам или озерам, где вода освящалась в проруби, именуемой «Иорданью», в память о реке, в водах которой Христос принял крещение от Иоанна Предтечи. Эта вода носила название «иорданской».

в Артос - хлеб (греч.) - «хлеб живота вечного», в форме большого кулича, поставляется и освящается в день Пасхи в царских вратах «в воспоминание славного Воскресения» Иисуса Христа. В Субботу Светлой (пасхальной) седмицы после литургии совершается раздробление и раздача артоса.

г На Балчуге; сохранилась до настоящего времени.

д Т. е. народов: армия Наполеона была многонациональной по составу.

е Лк. 1, 56.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. Федор Буслаев.

{...} Недавно полагали, что до времени Петра Великого у нас вовсе не было литературы. Относительно русского искусства и теперь большинство образованной публики того же мнения. Однообразие и неразвитость Древней Руси вследствие многовекового застоя, сравнительно с быстрым развитием Запада, дали повод к составлению таких взглядов на русскую литературу и искусство.

Но история неопровержимо доказывает, как излишнее развитие западного искусства повредило его религиозному направлению, как уже непосредственные ученики Рафаэля бросились в грубый материализм и язычество, как сам Микельанджело, завлекшись анатомиею, исказил в своем «Страшном суде» тип Иисуса Христа, как Реформация заменила глубину религиозного вдохновения пошлою сентиментальностью и как, наконец, бессмысленны и жалки стали все эти карикатуры на святыню, которые даже такими великими мастерами, как Рубенс и Рембрандт, были выдаваемы за иконы и предназначались для церковных алтарей.

Все, что было сделано западным искусством с половины XVI в., может иметь неоспоримые достоинства во всех других отношениях, кроме религиозного. Наша иконопись, в своем многовековом коснении, всеми своими недостатками искупила себе чистоту строгого церковного стиля. Этого могла она достигнуть по пути только своей собственной истории, которая предохранила ее от той заманчивой последовательности в развитии художественных сил, которую так блистательно открыло себе западное искусство в готическом стиле и в великих школах итальянской скульптуры и живописи XV и XVI столетий. В истории всякое позднейшее явление связано законами необходимой последовательности с предыдущими: и мы не должны сожалеть, что у нас не было Джиотто или Беато Анжелико Фьезолийского, потому что рано или поздно они привели бы за собою чувственную школу Венецианскую и приторно-сентиментальную и изысканную Болонскую.

Итак, неразвитость нашей иконописи в художественном отношении составляет не только ее отличительный характер, но и ее превосходство перед искусством западным в отношении религиозном.

В наше просвещенное время стали наконец отдавать должную справедливость ранним произведениям грубого средневекового искусства; и если немцы и французы с уважением и любовью обращаются к своим очень невзрачным, часто уродливым миниатюрам и скульптурным украшениям так называемого романского стиля, искупающим в глазах знатоков свое безобразие религиозной идеей и искренностью чувства, то в глазах наших соотечественников еще большего уважения заслуживают произведения древней русской иконописи, в которых жизненное брожение форм изящных с безобразными и наивная смесь величия и красоты с безвкусием служат явным признаком молодого, свежего и неиспорченного роскошью искусства, когда оно, еще слабое и неопытное в технических средствах, отважно стремится к достижению высоких целей и в неразвитости своих элементов является прямым выражением неистощимого богатства идей, в такой же неразвитости сомкнутого в таинственной области верования.