«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

— и здесь еще раз автор не удерживается от двойной на этот раз аналогии —

акы / соломонъ да[д]видова. иже домъ / Божіи великыи святыи его пре/мудрости созда [301] (191б–192а).

Этим ходом Иларион переносит слушающих его в сегодня, в Киев Георгия–Ярослава (о мотиве города говорилось выше) и даже конкретнее и точнее — в Десятинную церковь (ср. упоминание церкви Богородицы, 191б), к гробнице Владимира. Этот «выход» из текста вовне, в ситуацию hic et nunc (или, точнее, приспособление текста к тому, чтобы быть голосом этой ситуации), увенчан центральным и наиболее патетическим отрывком «Похвалы», уже давно привлекшим к себе внимание исследователей и высоко ценимым [302]. Выделенность этого отрывка подчеркивается и тем, что он, как установил Тарановский (1968:4), написан «молитвословным» стихом (или «кондакарным», согласно А. В. Позднееву), охватывающим довольно значительную часть текста «Похвалы» (1926–1936; 30 стихов в исчислении Тарановского):

1. 1. въстани о честнаа главо. / отъ гроба твоего. 2. въстани. / отряси сонъ. 3. hеси бо уме/рлъ но спиши, до обьщааго / въсемъ въстаніа. 4. въстани. / неси умерлъ. 5. несть бо ти ле/по умрети. 6. веровавъшу / въ Христа живота всему миру. / 7. (отряси сонъ. възведи очи. / да видиши. 8. какоя тя чести Господь тамо съподобивъ. 9. и на / земли не беспамятна оста/вилъ Сыномъ твоимъ. 10. въста/ни виждь чадо свое георгиа. | 11. виждь утробу свою. 12. виждь // милааго своего. 13. виждь его же / Господь изведе отъ чреслъ твоихъ. | 14. виждь красяащааго столъ зе/мли твоеи. 15. и возрадуися и въ/звеселися. 16. к сему же виждь /и благоверную сноху твою ери/ну. 17. виждь вънукы твоа и / правнукы. 18. како живутъ. / како храними суть Господемь. / 19. како благоверіе держать. / по предаянiю твоему. 20. како / въ святыа церкви чястять. | 21. како славять Христа. 22. како покла/няются имени его. 23. виждь же / и градъ величествомъ ciaю/щь. 24. виждь церкви цветущи. | 25. виждь христіаньство растуще. 26. виждь градъ иконами святыихъ освещаемь 27. и блистающеся. / и тіміаномъ обухаемь. 28. и / хвалами и божественаами и не/нiи святыими оглашаемь. // 29. И си вся видевъ возрадуися и / възвеселися. 30. 30. и похвали бла/гааго Бога. всемь симъ строи/теля.

Употребляемый в этом отрывке молитвословный стих, как известно, встречается в ряде молитв (в частности, и в «Отче наш») и славословий (например, «Радуйся») и непосредственно восходит к соответствующему византийскому стиху. Его определяющие особенности — свободный несиллабический характер [303], синтаксический параллелизм как общий принцип организации текста, наличие в начале стихов особых ритмических сигналов (прежде всего в виде императива и вокатива) и т. п. (см. Тарановский 1968:1–3).

Включение в СЗБ столь длинного стихотворного отрывка (ср. также «единъ святъ…», о чем см. выше) позволяет говорить об авторе как о поэте и допускать возможность наличия в этом же памятнике и других примеров употребления стиховых форм или, по меньшей мере, сильно ритмизованных стихообразных отрывков. Так, было предложено к числу таких примеров относить отрывки:

1. 1. законъ бо / предътечя бе / и слуга благодети / и истинe. 2. истина же / и благодать / слуга // будущему / веку. / жизни / нетлен'неи. 3. Яко законъ / привождааше / възаконеныа / къ благодетному / крщенiю. 4. крщеніе же / сыны / своа / препущаеть / на вечную / жизнь. 5. Моисе бо / и пророци. / о Христове·/ пришествiи / поведааху. 6. 6. Христосъ же / и апостоли его / о воскресенiи / и о будущимъ / веце…,

а также:

1. 1. Яко / авраамъ / убо / от уности / своеи. / 2. сар'ру / име жену си. / свободную. / а не рабу. / 3. И Богъ / убо / прежде / векъ. / изволі / 4. 4. и умысли / сына / своего / въ миръ / послати… /,

причем последний отрывок может трактоваться и иначе:

1. 1. Яко / авраамъ / убо 2. отъ уности / своеи /. 3. сар'ру / име / жену си. | 4. 4. свободную. / а не рабу …