«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Употребляемый в этом отрывке молитвословный стих, как известно, встречается в ряде молитв (в частности, и в «Отче наш») и славословий (например, «Радуйся») и непосредственно восходит к соответствующему византийскому стиху. Его определяющие особенности — свободный несиллабический характер [303], синтаксический параллелизм как общий принцип организации текста, наличие в начале стихов особых ритмических сигналов (прежде всего в виде императива и вокатива) и т. п. (см. Тарановский 1968:1–3).

Включение в СЗБ столь длинного стихотворного отрывка (ср. также «единъ святъ…», о чем см. выше) позволяет говорить об авторе как о поэте и допускать возможность наличия в этом же памятнике и других примеров употребления стиховых форм или, по меньшей мере, сильно ритмизованных стихообразных отрывков. Так, было предложено к числу таких примеров относить отрывки:

1. 1. законъ бо / предътечя бе / и слуга благодети / и истинe. 2. истина же / и благодать / слуга // будущему / веку. / жизни / нетлен'неи. 3. Яко законъ / привождааше / възаконеныа / къ благодетному / крщенiю. 4. крщеніе же / сыны / своа / препущаеть / на вечную / жизнь. 5. Моисе бо / и пророци. / о Христове·/ пришествiи / поведааху. 6. 6. Христосъ же / и апостоли его / о воскресенiи / и о будущимъ / веце…,

а также:

1. 1. Яко / авраамъ / убо / от уности / своеи. / 2. сар'ру / име жену си. / свободную. / а не рабу. / 3. И Богъ / убо / прежде / векъ. / изволі / 4. 4. и умысли / сына / своего / въ миръ / послати… /,

причем последний отрывок может трактоваться и иначе:

1. 1. Яко / авраамъ / убо 2. отъ уности / своеи /. 3. сар'ру / име / жену си. | 4. 4. свободную. / а не рабу …

и т. п. и еще:

1. 1. ако / отдоися / отрочя / ісаакъ // и укрупе. / 2. сотвори / авраамъ / гоститву / велику. / 3. егда / отдоися / ісаакъ /сынъ его. / 4. егда / бе / Христосъ / на земли / 5. и еще / не ус (?) / благодать / укрeпила бяаше. 6. но дояшеся / и еще за 30 / летъ. 7. въ на же / хъ тагаашеся. 8. егда же / уже отдоися / и укрeпе. 9. и явися / благодать / Божіа. 10. всeмъ / человекомъ / въ іорданьстeи / реце. 11. сотвори / Богъ гоститву / [велику] 12. и пиръ / великъ / тельцемь / упитeныи / отъ века. 13. возлюбленыимъ / Сыномъ / своимъ / Иисус / Христомь. 14. съзвавъ / на едино / веселіе / небесныа / и земныа. / 15. 15. съвокупивъ / въ едино / агтелы / и человекы. (см. Picchio 1973:311–316)

В основе отнесения этих отрывков к стихам лежит введенное Пиккио понятие «conceptual scansion», которое, однако, не предопределяет некоего единого способа чтения таких стихов, признаваемого «правильным». Вместе с тем, прибегая к этому принципу как к критерию, оказывается возможным истолкование и ряда других мест из СЗБ как стихообразующих. Интересно, что в этих случаях наблюдается отчетливое тяготение и к синтаксической правильности (иногда доводимой и до уровня лексических повторений, не говоря уж о воспроизведении серии одинаковых морфологических элементов). Ср., например:

1. 1. радуися / учителю / нашь | 2. и наставниче / благоверію. 3. ты / правдою / бе / облеченъ. 4. крепостію / препоясанъ. / 5. истиною / обутъ. 6. съмысломъ / венчанъ. | 7. и милостынею / яко / гривною / 8. и утварью / златою / красуяся. 9. Ты / бе / о честнаа / главо. / 10. нагыимъ / оденiе. 11. ты / бе / ал'чьныимъ / кормитель. / 12. ты / бе / жаждющiмъ / утробе / ухлажденіе. / 13. ты / бе / въдовицамъ / помощникъ / 14. ты / бе / стран'ныимъ / покоище. / 15. ты / бе / бескровныимъ / покровъ. / 16. ты / бе / обидимыимъ / заступникъ. / 17. 17. убогыимъ / обогащеніе.

(194а–194б)

или же:

1. 1. хвалить же / похвалныими / гласы. 2. римьскаа / страна / петра / и паула. / 3. има же / вероваша / въ Иисус / Христа / Сына / Божіа. 4. acia / i ефесъ / и патмъ. / іоанна / богословьца. / 5. індиа / Фому. / египетъ / марка. / 6. вся / страны / и гради / и людіе / чтуть / и славять. / 7. коегожо / ихъ учителя. / 8. иже / научиша я / православнеи вeре. / 9. похвалимъ же / и мы. / по силе нашеи. / 10. малыими / похвалами. / великаа / и дивнаа сотворьшааго. 11. нашего / учителя / и наставника. / 12. великааго / кагана. / нашеа / земли / володимера. / 13. 13. вънука / старааго / игоря. / сына же / славнааго / святослава /