«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

18.1.1955 г.

На вопрос Х., "как надо решать, предстоит ли ему идти старой дорогой или начать по новой", вопрос загадочный, именно — какие дороги? Впрочем, я полагаю, надо идти старой дорогой, ибо ему известна она и есть опыты, а на новой неизвестно, что там может встретить его. Указывает на подвижников; они ломали свою жизнь, бросали все и меняли свою жизнь. У подвижников была одна цель, спасти свою душу, и глубокая у них вера в Божию помощь. А у Х. интересы материальные — большая разница между ними. Х. понимает смирение во внешнем виде, вот и говорит: до чего оно должно распростираться? Истинное смирение вот до чего должно распростираться: до полного сознания, в чувстве сердца, что он на всем земном шаре, хуже всех человеков, даже скотов. Св. отцы сказали: "Смирение божественно, оно преклонило небеса и сошло на землю, принял нашу плоть и бысть Богочеловек". Наверно, вам это непонятно, вопрос философский, а ответ богословский. О выборе пути надо руководствоваться Святым Писанием, а не инстинктом.

Письмо 96

20.1.1955 г.

...Едва собрался написать тебе; затирает старичка — лежал в больнице 11 дней, очень помогли мне, ибо Господь лечит посредством докторов; и врача Господь сотворил, говорит Св. Писание. Когда обращаешься молитвенно к Спасителю или к Божией Матери или к святому какому, все они небожители слышат — в этом не сомневайся. Молись вот так: в уме не надо представлять чувственно Спасителя, Божию Матерь или святых, но ум надо заключать в слова молитвы, а внимание в верхней части груди. Повторю: из головы внимание спусти в словесную часть груди, как выше сказал, такой образ молитвы самый правильный и пусть будет у тебя навсегда. Конечно, сперва трудно будет спуститься из головы в грудь, но потом уже без труда будет внимание в груди. Хорошо бы об этом поговорить лично. Что будет непонятного в молитве, напиши мне, я объясню.

Желаю вам от Господа мира, любви и согласия.

Письмо 97

6.2.1955 г.

...Люблю прочитывать изречения св. отцов, ибо они говорили "краткими глаголы по много разумы". Некий старец сказал: "Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плоды". Чудный ты старец, как хорошо объяснить в кратких словах духовную жизнь. Ибо цветы прельщают только глаза — отошел от них и забыл цветы, а плод от древа насыщает человека и дает силы для поддержания жизни. Так и говорящие, которые "говорят от дел", их глаголы ложатся на сердце, точно пластырь на раны. А если говорящий от обучения, то чувствуется, что словеса их рассудочны. Ибо вода и уксус имеют цвет один, но гортань различает брашно.

Письмо 98

6.2.1955 г.

В святом Евангелии от Мат. (16, 18–19) Господь сказал: "Яко ты еси Петр (камень), и на семь камени созижду Церковь мою, и врата адовы не одолеют ее".

Ибо глагол Божий не изменяется во веки веков. Как ни гнали Церковь Божию язычники и безбожники! Однако служба божественная всегда совершалась и будет совершаться до второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю. Св. отцы советуют читать Св. Евангелие ежедневно, если очень недосужно, хоть одно начало все же прочти. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл очи твои сердечные для уразумения силы св. благовествования Христова: читай внимательно, точно по складам. Опытом познаешь духовную силу, исходящую от такого чтения, подобно кровоточивой жене.

Письмо 99