«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо 108

9.10.1955 г.

Получил ваше письмо, просите меня ответить. Тебе не понятно у св. апостола Павла следующее: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу. А кого он предопределил тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал тех и прославил" (Римл. 8, 29–30).

Отвечаю не по своему мудрованию, а на основании святоотеческого учения. Блаженный Феофилакт говорит: "Итак, сначала предвидение, потом предопределение. А званным становится человек по предвидению, т.е. по собственному его произволению (потому что в таком случае все спаслись бы, потому что все призваны), а нужно еще произволение. Итак, сначала предвидение, а потом предопределение".

Господь призывает всех: "Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные", но свободной воли, данной Господом, не нарушает. Ибо от доброй воли зависит или стремиться к спасению и ждать благодати, или желать зла и от благодати отвращаться.

Знай, друже, что наш умишко очень ограниченный, да еще сердце загромождено страстями и мы не можем понять божественного намерения во Святом Писании. Некоторые люди от незнания сущности Святого Писания, утверждают нелепое учение о безусловном предопределении одних ко спасению, а других к погибели; как будто Всеблагий Бог желает кому-нибудь погибели.

Преп. Антоний Великий постился и молился, просил Бога открыть ему, почему одни умирают в молодости, а другие в старости, иные благочестиво живут — бедствуют, а худо живут — благоденствуют. Услышал голос: "Антоний! Внимай себе, а суды Божии не испытывай, они тебе не полезны".

Да разве человек может постигнуть суды Божии? Почему одни бывают от рождения слепые, другие калеки, иные идиоты, и много есть, много, что для нас непостижимо. Ереси, секты и расколы произошли от неправильного понимания Св. Писания и основаны на гордости и самовнушении. В православной вере авторитет: Вселенские Соборы и учение святых отцов.

Вот, друг, как советую тебе читать Святое Писание: сперва помолись Богу, чтобы Он открыл твой ум уразуметь Писание: что понятно — старайся исполнять, а непонятное пропускай. Так св. отцы советуют. Святое Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу. А исследование непостижимого относится к гордости.

Письмо 109

14.11.1955 г.

Прочел твое письмо и ты сознаешь себя очень болтливой. Святые отцы сказали: иной целый день говорит и ему вменяется в молчание: ибо говорит все ради Бога, а иной целый день молчит и ему вменяется в празднословие. Проверь свою болтливость и сличи с советами. Св. отцов!

Еще пишешь, что очень занята житейскими заботами и плохо идет молитва. Наконец надо же сознаться, что ты не монахиня и живешь в миру, как же можешь жить без забот? Читаешь Св. Писание и не понимаешь силу их учения. Ибо и святые отцы жили не без забот, и у них молитва пресекалась и чувствовали себя иногда очень слабенькими; но они, как опытные и духовной брани, не малодушествовали в изменениях, а терпели неприятные свои переживания. Преп. Иоанн Колов такую имел благодатную, непрестанную молитву, что забывал про корзинки, которые надо было давать погонщику; пока идет за ними и забудет, зачем пошел. Этот же преподобный шел с погонщиком по скитской дороге и погонщик довел его до гнева, и убежал преподобный от погонщика. Вот и у святых бывают перемены, а ты хочешь, чтобы у тебя все гладко. Помни, я как-то в нашем разговоре с тобой сказал тебе: "Лучше немощная совесть, чем добродетель со тщеславием".

Вот что говорят святые: если подвизаетесь, как должно, не гордитесь тем, что поститесь. Если же тщеславитесь сим, то какая польза в посте? Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться. А преп. Моисей сказал: сила для желающего стяжать добродетель заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случится пасть, но снова продолжать свой путь. Не падать свойственно только ангелам. Буквоедам, не знающим силы духовной жизни, не понравятся подобные выписки, ибо у них все благочестие в наружном поведении. Очень прискорбно, что мы по своей неопытности в духовной жизни застреваем на букве, ибо буква убивает, а дух животворит.