«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Изволите вы писать, чтоб я написал вам собственной своей рукой несколько строк к назиданию душевному. Спрашивают вас: что за противность Господу чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него так нужны, когда так трудно и малейшее воздержание? На сей вопрос, вам ответствую: Господь Бог управляет вселенной и ежегодно и ежедневно дает пищу всякому животному, но человеку — умному созданию — сколько разных родов пищи приуготовил на земле и в водах? Ему позволено оные употреблять: одна пища для укрепления сил, как хлеб разный, а другая пища для услаждения; но сколько же разного состояния людей и народов, и все должны снискивать себе пищу разными способами, но при всем изобилии для человека еще мало: для того и посты положены, по благоволению Божию от Святой Церкви, чтоб лишнюю пищу сберечь на другое время. А хлебная пища, которая укрепляет человека, не запрещена, и так может человек, в меру употребляя хлебную пищу, и крепок быть и здоров; но ежели принимать от врага мысли, для чего — то, для чего — другое не равно для всякого, то, изыскивая причину, чрез то враг вринет в такую пропасть, что беспрестанно будет ум занимать сими пустыми мыслями; а лучше бы последовали Марии, которая сидела у ног Спасителевых и слушала слово Его, нежели Марфе, пекущейся о лишнем для плоти приготовлении(132). А что мать В. спрашивает: для чего грех смеяться и шутить, для чего надобно, напротив, быть серьезной, что приводит в уныние и тоску, на сие вам ответствую: дела одни бесовские, а другие Божии; ежели хочет быть веселою, то пусть радуется о Господе, пусть благодарит Его за великие милости, что Он делает ее наследницею Царствия Небесного.

Что касается до вас, вы жалуетесь, что не можете утвердить мыслей своих в богомыслии, надобно чаще говорить себе: "Феофания, от кого ты отлучаешься и пред кем ты предстоишь?". И просите Его благость: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене(133) и после вспомните Давида святого слова: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся(134). Итак, помаленьку успевайте не отлучаться от Господа, а себя представляйте в уме землею и пеплом. Я писал бы еще и более, но за краткостью времени прекращаю сим: будьте смиренны, терпеливы и, претерпев до конца, спасены будете. Святых Тайн и соединения Тела Христа, Сына Божия и Пречис-тыя Его Крове, Бог вас благословит.

Пребуду вашего преподобия усердный доброжелатель

архимандрит Феофан.

27 октября 1825 года

[Р. 5.] Сон О. А. Ф...а. Видел большую книгу открытую, в которой прекрасными литерами были написаны сии слова: "Небесные слова должно на своем собственном пергаменте изображать; адские слова изглаждатъ из сердца: они самый ад; земле дана грамота на владение всего и всех с отчетом. Рассуждение есть самая первая добродетель".

Письмо 23

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

На прежде полученное ваше письмо, к посланному моему к вашему преподобию письму сим дополняю. Все допрашивают вас: "Что за противность Господу, чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него так нужны, когда так трудно и малейшее воздержание?". На сие вам ответствую: когда Святая Церковь положила посты и постные дни и под проклятием запретила непостную пищу во оное время употреблять, должно сему повиноваться и исполнять оное, ежели кто хощет спастися и жизнь вечную получить, а не испытывать причины; до изнеможения же доводить себя не нужно, а постною пищею в оное время поддерживать должно свои немощные силы. Христос, Сын Божий, постился сорок дней, сие было для Него не нужно, но нам дал образ, чтоб последовали стопам Его; а потому положены и посты, и время положено Церковию, сколько в какие дни поститься должно; многие святые, последуя примеру сему, и по сорок дней постились, Господь, видя их усердие, помогал им Своею благодатию, но не всякий может оное исполнить, да Он и не требует выше сил наших такового поста; пост нужен по силе нашей, для уменьшения стремления плотских страстей, а потому для нас оный полезен. Жизнь наша двоякая: одна — плотская, а другая — духовная, по слову святого Апостола Павла: Сущии бо по плоти, плотская мудрствуют, а иже по духу духовная. Мудрование бо плотское смерть есть: а мудрование духовное живот и мир, зане(135) мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может(136). Возьмите же в пример жизнь мирскую, или сказать плотскую, там смехотворство, шутки, танцы и прочие веселости и невоздержание — и до чего оные доводят? До грехопадения! Сравните же с сею жизнь духовную, какое сходство в них найдете? В плотской жизни: веселости, шутки, и смехотворство, и роскошь, а в духовной — скромность, смирение, молитва, воздержание, пост; и та греховная жизнь Богу противна, а добродетельная — приятна; сверх сего нужен для нас и плач. Христос, Сын Божий, ублажает плачущих: Блажени плачущии: яко тии утешатся(137) как в здешней, а паче в будущей жизни в Царствии Небесном. А о плотской жизни сказал Господь: Горе вам смеющымся... яко восплачете и возрыдаете(138). Где ж? во аде! как сказано в притче о богатом(139). Итак, лучше бы последовать учению Спасителя нашего и исполнять оное, нежели следовать внушению вражию и неполезному любопытству и пренебрегать своим спасением; богатый пил, и ел, и веселился в здешней жизни славно, а после капли воды просил. Матери В. скажите в дополнение к прежнему: ежели она попустит себе шутить и смеяться, то непрестанно враг будет влагать ей шуточные мысли и смехотворство во всяком месте, даже и в церкви Божией, и чтобы почаще читала: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей(140), и так Господь поможет исправить ей жизнь свою. Когда я буду у вас, то поговорю о сем.

Мне в сие время приехать в вашу обитель затруднительно, а ежели Господь благословит и жив буду, то приеду по совершенному зимнему пути.

Итак, желая вам спасения, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан.

Ноября 17-го 1825 года