«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

На прежде полученное ваше письмо, к посланному моему к вашему преподобию письму сим дополняю. Все допрашивают вас: "Что за противность Господу, чтоб человек себя изнурял пищею, когда все для него создано, и почему пост и всякое изнурение для него так нужны, когда так трудно и малейшее воздержание?". На сие вам ответствую: когда Святая Церковь положила посты и постные дни и под проклятием запретила непостную пищу во оное время употреблять, должно сему повиноваться и исполнять оное, ежели кто хощет спастися и жизнь вечную получить, а не испытывать причины; до изнеможения же доводить себя не нужно, а постною пищею в оное время поддерживать должно свои немощные силы. Христос, Сын Божий, постился сорок дней, сие было для Него не нужно, но нам дал образ, чтоб последовали стопам Его; а потому положены и посты, и время положено Церковию, сколько в какие дни поститься должно; многие святые, последуя примеру сему, и по сорок дней постились, Господь, видя их усердие, помогал им Своею благодатию, но не всякий может оное исполнить, да Он и не требует выше сил наших такового поста; пост нужен по силе нашей, для уменьшения стремления плотских страстей, а потому для нас оный полезен. Жизнь наша двоякая: одна — плотская, а другая — духовная, по слову святого Апостола Павла: Сущии бо по плоти, плотская мудрствуют, а иже по духу духовная. Мудрование бо плотское смерть есть: а мудрование духовное живот и мир, зане(135) мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может(136). Возьмите же в пример жизнь мирскую, или сказать плотскую, там смехотворство, шутки, танцы и прочие веселости и невоздержание — и до чего оные доводят? До грехопадения! Сравните же с сею жизнь духовную, какое сходство в них найдете? В плотской жизни: веселости, шутки, и смехотворство, и роскошь, а в духовной — скромность, смирение, молитва, воздержание, пост; и та греховная жизнь Богу противна, а добродетельная — приятна; сверх сего нужен для нас и плач. Христос, Сын Божий, ублажает плачущих: Блажени плачущии: яко тии утешатся(137) как в здешней, а паче в будущей жизни в Царствии Небесном. А о плотской жизни сказал Господь: Горе вам смеющымся... яко восплачете и возрыдаете(138). Где ж? во аде! как сказано в притче о богатом(139). Итак, лучше бы последовать учению Спасителя нашего и исполнять оное, нежели следовать внушению вражию и неполезному любопытству и пренебрегать своим спасением; богатый пил, и ел, и веселился в здешней жизни славно, а после капли воды просил. Матери В. скажите в дополнение к прежнему: ежели она попустит себе шутить и смеяться, то непрестанно враг будет влагать ей шуточные мысли и смехотворство во всяком месте, даже и в церкви Божией, и чтобы почаще читала: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей(140), и так Господь поможет исправить ей жизнь свою. Когда я буду у вас, то поговорю о сем.

Мне в сие время приехать в вашу обитель затруднительно, а ежели Господь благословит и жив буду, то приеду по совершенному зимнему пути.

Итак, желая вам спасения, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан.

Ноября 17-го 1825 года

Письмо 24

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

За сугубое ваше писание, первое в письме матери игуменье приписанное, а второе особое, нижайше благодарю; в особом вашем письме изъявляете ваши все чувствования в рассуждении пользы душевной, которую получаете от меня, но могу сказать со святым Давидом: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу(141); а я что могу полезное для души устроить, аще не Господь созиждет дом(142) ваш душевный к пребыванию Себе. Изволите упоминать, что "к своим ездила в деревню, исполняя свое желание, но мало доброго получила или ничего для души. Что делать и как поправлять свои недостатки, полагая начало благое, и просить Того, Который нас из небытия в бытие произвел?". Отчаиваться милости Божией не должно, но признавать свои недостатки пред Создателем своим должно; но повергать себя пред Его величеством, яко пред Отцом своим милосердым, с детскою любовию и просить Его милосердия, чтоб Он наставил, как Его любить и провождать монашескую жизнь, яко Ангельскую, по Его изречению: без Мене не можете творити ничесоже(143). Изволите писать, что живете с Марьею Никитичною(144) и желали бы быть ей полезною, и просите научить вас обеих, вразумить и наставить, каким образом спасти душу? О сем мнение мое предлагаю: Марья Никитична как сестра младшая должна принимать спасительные ваши советы чистосердечно, а ежели что покажется ей противно — не охуждать оные внутренне, а открывать сомнение свое вашему преподобию и не противоречить, а вы помолитесь Господу Богу, чтоб подал мысли к решению сомнения ее. Между же собою должно иметь любовь беспристрастную, в прискорбиях утешать и укреплять в терпении, по слову Христа, Спасителя нашего: в терпении вашем стяжите душы вашя(145), последуя и учению Его святому, как Он изволил пречистыми Своими устами сказать: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(146). Не должно принимать прилогов вражьих тщеславных, в каких-нибудь отличиях внешних пред прочими сестрами, а почитать себя внутренне хуже всех. Должно умом своим всегда просить Господа, чтоб послушание и служение не к человекам, а к Нему относить; и так святое послушание будет во спасение души ее, и за малые труды получит великое награждение; в здешней жизни мир душевный, радость, в надежде получения будущих благ, а потом и совершенное награждение в Царствии Небесном. Мы оное своим тщанием(147) и смирением, и по силе трудами духовными приобресть с помощью Божиею можем, но понять о сем царствовании в нынешней жизни не можем; даруй, Боже, всем нам оное получить, как и просим: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ". Житие наше на Небесех, отонудуже(148) и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразно телу славы Его(149). Вот какая честь нам обещана, ежели мы во смирении пребудем. Слава Богу, что племянница ваша возвратилась в тихое пристанище и послужит своему милосердому Небесному Отцу, Которому и должно с любовию, яко благоприятную жертву, приносить житие чисто и смиренно.

Сестрице вашей матери Маврикии, матери Зинаиде и Вирсавии объявите от меня Божие благословение и преподобного отца нашего Кирилла чудотворца, и скажите им, чтоб не забывали, к чему позваны: монастырская жизнь должна быть небесная, которая заключается в смиренномудрии. Смирение на Небесех пребывает; Христос — Сын Божий, Он смирил Себя, послушлив быв Отцу Своему Небесному. Должно подражать сему и будет жизнь Ангельская, а награждение обещано еще более Ангельского; вот какое к нам, недостойным, милосердие Божие, уму нашему непостижимое.

Итак, желая живущим о Господе, мира, тишины и спокойствия душевного, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан. [Без даты]