«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо 24

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

За сугубое ваше писание, первое в письме матери игуменье приписанное, а второе особое, нижайше благодарю; в особом вашем письме изъявляете ваши все чувствования в рассуждении пользы душевной, которую получаете от меня, но могу сказать со святым Давидом: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу(141); а я что могу полезное для души устроить, аще не Господь созиждет дом(142) ваш душевный к пребыванию Себе. Изволите упоминать, что "к своим ездила в деревню, исполняя свое желание, но мало доброго получила или ничего для души. Что делать и как поправлять свои недостатки, полагая начало благое, и просить Того, Который нас из небытия в бытие произвел?". Отчаиваться милости Божией не должно, но признавать свои недостатки пред Создателем своим должно; но повергать себя пред Его величеством, яко пред Отцом своим милосердым, с детскою любовию и просить Его милосердия, чтоб Он наставил, как Его любить и провождать монашескую жизнь, яко Ангельскую, по Его изречению: без Мене не можете творити ничесоже(143). Изволите писать, что живете с Марьею Никитичною(144) и желали бы быть ей полезною, и просите научить вас обеих, вразумить и наставить, каким образом спасти душу? О сем мнение мое предлагаю: Марья Никитична как сестра младшая должна принимать спасительные ваши советы чистосердечно, а ежели что покажется ей противно — не охуждать оные внутренне, а открывать сомнение свое вашему преподобию и не противоречить, а вы помолитесь Господу Богу, чтоб подал мысли к решению сомнения ее. Между же собою должно иметь любовь беспристрастную, в прискорбиях утешать и укреплять в терпении, по слову Христа, Спасителя нашего: в терпении вашем стяжите душы вашя(145), последуя и учению Его святому, как Он изволил пречистыми Своими устами сказать: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(146). Не должно принимать прилогов вражьих тщеславных, в каких-нибудь отличиях внешних пред прочими сестрами, а почитать себя внутренне хуже всех. Должно умом своим всегда просить Господа, чтоб послушание и служение не к человекам, а к Нему относить; и так святое послушание будет во спасение души ее, и за малые труды получит великое награждение; в здешней жизни мир душевный, радость, в надежде получения будущих благ, а потом и совершенное награждение в Царствии Небесном. Мы оное своим тщанием(147) и смирением, и по силе трудами духовными приобресть с помощью Божиею можем, но понять о сем царствовании в нынешней жизни не можем; даруй, Боже, всем нам оное получить, как и просим: "Господи, не лиши мене небесных Твоих благ". Житие наше на Небесех, отонудуже(148) и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразно телу славы Его(149). Вот какая честь нам обещана, ежели мы во смирении пребудем. Слава Богу, что племянница ваша возвратилась в тихое пристанище и послужит своему милосердому Небесному Отцу, Которому и должно с любовию, яко благоприятную жертву, приносить житие чисто и смиренно.

Сестрице вашей матери Маврикии, матери Зинаиде и Вирсавии объявите от меня Божие благословение и преподобного отца нашего Кирилла чудотворца, и скажите им, чтоб не забывали, к чему позваны: монастырская жизнь должна быть небесная, которая заключается в смиренномудрии. Смирение на Небесех пребывает; Христос — Сын Божий, Он смирил Себя, послушлив быв Отцу Своему Небесному. Должно подражать сему и будет жизнь Ангельская, а награждение обещано еще более Ангельского; вот какое к нам, недостойным, милосердие Божие, уму нашему непостижимое.

Итак, желая живущим о Господе, мира, тишины и спокойствия душевного, пребуду вашего преподобия усерднейший всех благ желатель

архимандрит Феофан. [Без даты]

Письмо 25

Преподобнейшая мать Феофания!

Милость Божия да будет с тобою!

Письмо вашего преподобия я получил, в котором приложена и выписка о несчастных, а мы получили при газетах все производство и решение, со изъяснением преступления и каждому наказания, и казни виселицею, и за новость уже почитать не должно(150). Но, слава Богу, что столь страшное начало сим пресеклось, а к душам, с покаянием отшедшим, да будет милостив Господь!

Вашему преподобию известно, что жизнь здешняя непрестанной перемене подвержена, а настоящая на Небесех, по слову святого Апостола Павла: Наше бо житие на Небесех есть, отонудуже и Спасителя ждем, Господа (нашего) Иисуса Христа, Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его(151). Еще он же пишет: Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся. Кротость ваша разумна да будет всем человеком. Господь близ. Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу: и мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе(152). Итак, не скучайте и не грустите, а скажите себе: Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущавши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой(153) Враг всячески старается влагать в мысли наши противное судьбам Божиим и чрез то приводит в уныние, в смущение, в грусть и тоску, чтоб ум отлучить от Бога и молитвы. Мы сами собою преодолеть столь жестокого нападения вражия не можем, но имеем Помощника в скорбях — Господа, к Нему должно припасть и просить Его помощи, чтобы Он благодатию Своею, свыше ниспосланною, укрепил вас во время прискорбия. Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я(154). Советую вам радоваться о Господе, как выше сказал святой Павел. Как же и не радоваться, какого мы Отца имеем, Отца не земного, но Небесного? Он нас извел из мира с надеждою получения вечного блаженства: Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его(155). Сие неисповедимое блаженство воспоминая, должно вседушно и всеусердно благодарить Господа и со смирением творить волю Его святую. Ежели бы совершенное смирение было, то и смущения бы никакого не было, по слову Его святому: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым(156). Царствие Небесное получают смиренные и чистые сердцем; будьте кротки и смиренны, чрез сие Спасителя нашего учение будете спокойны.

Изволите писать, что желаете съездить в Ростов с матерью Маврикиею, матерью Зинаидою, матерью Вирсавиею, матерью Варсонофиею; мать игуменья вас благословила; просите и от меня благословения? И с моей стороны Господь вас благословит исполнить доброе желание.

Выписку вашу я прочитал, возвращаю при сем, и никому не показывал, даже и казначею. Ежели Бог благословит и жив буду, то надеюсь побывать в вашей обители к празднику Успения Божией Матери. При желании вашему преподобию здравия и спокойствия, пребуду усерднейший всех благ желатель