«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Милость Божия да будет с тобою!

За поклон ваш, написанный в письме сестрицы вашей, нижайше благодарю.

На полученное письмо ваше сим отвечаю. В нем вы о себе упоминаете, какую жизнь провождать. Очень хорошо. Даруй, Боже, вам в земное Небо — во святую обитель вступить и на служение Господу Богу себя посвятить во все дни жизни вашей, по слову святого Давида: Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешнычих(183). А что обыкновенная молва говорит, якобы большее искушение бывает в монастыре, нежели в мирской жизни,— от кого же оное искушение зависит? Можно сказать, от нас самих, по слову святого Апостола Павла: не искусиша имети Бога в разуме, (сего ради) предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная(184) — вот от чего нам бывают искушения. Кто велит без нужды ходить по кельям, празднословить, чужие дела пересказывать, осуждать, жаловаться, скучать, унывать, отчаиваться, роптать, злословить других, себя оправдывать, гордиться, тщеславиться, хвалиться, укорять, не примиряться, завидовать, лгать, худыми мыслями заниматься, лениться, не покоряться, противоречить, не почитать старших, а паче настоятельницу, о молитве внутренней не радеть и прочими бесовскими делами заниматься? Такая жизнь, конечно, большее искушение навести может, нежели жизнь мирская; да еще иные на исповеди духовнику, свои недостатки оставя, хотят чужие пересказывать, а о своих согрешениях не признаются пред Богом и не сокрушаются, и приступая к Святым Тайнам, не думают, к Кому приступают и Кого приемлют. Хотя они и молятся, но молитва их в грех бывает, а Причастие Святых Тайн — в осуждение. Итак, мы сами своему искушению виновны. Бог не требует от нас поклонов, когда мы в таком положении, а требует от нас смирения, Сам смирив Себя; послушания, Сам послушлив быв до смерти; терпения, Сам претерпев поругания, биения, оплевания, заушения; требует незлобия, ибо и Сам за врагов Своих молился: Отче Небесный, отпусти им: не ведят бо что творят(185); требует любви, ибо Сам ради нашего спасения, оставив недра Отча, нашу нищету посетил и любви ради душу Свою за нас положил; велит нам пребывать в молитве, говоря: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть(186); и Сам к Отцу Своему Небесному приносил молитву. Сверх сего должно нам иметь память смертную, что нам миновать сего нельзя; смерть грешников люта, а честна... смерть преподобных Его(187); по смерти же сказано: да возмется нечестивый, да не видит славы Господни(188); а праведным: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира(189) Ежели таким образом жизнь будем провождать, чтоб угодить Господу, то монастырская жизнь нам будет Раем,— чего получить вам усердно желаю.

Усерднейший ваш доброжелатель недостойный

архимандрит Феофан.

[Без даты]

[Р. 5.] Письмо ваше к вам возвращаю; когда будете в монастыре, чтоб не забывать свое расположение, иногда в нужде и прочтите его.

Письмо 5

Преподобнейшая мать!

Милость Божия да будет с тобою!

Я думаю, что ваше преподобие, получив мое письмо, оскорбились. Прошу вас, не скорбите Бога ради! А должно во всем предавать себя воле Божией и Его волю исполнять. Не отвергайте благодати Божией, не лишайте себя наследия небесного и быть в чине Ангельском и невестою Христовою. А что вы писали о племяннице, что она желает в дом Божией Матери, в вашу обитель: Бог исполнит ее намерение, но не таким образом, как вы думаете, а имиже весть Он Сам, Своими премудрыми судьбами; а вы можете только родителя ее раздражить, ежели будете неотступно просить, чтоб ее отпустил. А ежели, хотя бы и отпустил, и ежели бы вы захотели ее больную взять на свои руки, то как бы могли везти ее? Дорога дальняя, а нынешнее время осеннее. Если случится от такой езды в дороге ей смерть, то более бы искушения не последовало вам.

Ежели вам хотелось с другою племянницею видеться, то тоже неизвестно, доколе они в Москве пробудут! А может быть, время продолжать в Москве не можно. Итак, для того в оба пути тысячу верст вам беспокойную езду принимать без всякой пользы не есть удовольствие, а тщетное беспокойствие. Но ежели взять по духовному разуму рассуждение, то я вам оное открою: враг порадовался и одержал над вами победу, не допустил вас сделать дело Божие — принять Ангельский образ, но тщится навести на вас еще большее искушение, непрестанно причиняя вам огорчения, и тщится, отторгнув от руки Божией и от небесной ограды, возбудить в вас ненависть к Ангельскому жительству, отнять память Божию, привести в свирепость и гордость. Но ежели послушаете меня, то можете и вы поправить свою ошибку. Смиритесь под крепкую руку Божию, да вы вознесет и сделает победительницею над врагом. Когда уже вышло решение, по твоему желанию, от Бога принять вам Ангельский образ, не отлагайте времени, не противьтесь воле Божией, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного. Тогда никто вам из любимых родных не поможет. Припадите ко Господу и признайте свое согрешение и просите прощение, что попротивилась святой Его воле и послушала врага, и положите начало благое. Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Он послушлив был даже до смерти(190), и вам должно послушливой быть воле Его святой, отложив по первому житию ветхого человека, обновиться духом ума вашего и облещися в нового человека. Вы уже вне мирской жизни, а в жизни духовной. Поэтому и должны все силы употреблять [, чтобы] угодить Господу, а не миру; а по времени, ежели угодно будет Господу, всё получите. Взыщите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам.

Пребуду вашего спасения желатель

архимандрит Феофан. [Без даты]