«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

26 марта 1824 года, утро. Мне, слава Богу, получше. Голова болит, однако, приливы крови меня беспокоят! Слава Богу о всем! Воля Господня да будет! Твои письма читаю я не пооднажды, и они всякий раз извлекают слезы из очей моих, како жена сущи естеством, тако взыскует спасения души своей, аз же иноком нарекохся и в нерадении пребываю! Горе мне! Надолго размышлял о сем с вечера и сегодня мало спал: до двух часов заснуть не мог. Господь же милостию Своею не оставляет. Я говорю о том, что, заснувши, сон видел, будто в церкви некоей, одевшись в ризы, я стоял при раке, в коей почивали мощи угодников Божиих Ефрема архимандрита, Новоторжского чудотворца, и Феодосия, Печерского чудотворца, и будто я их открывал некоему человеку для прикладываний, а после и сам стал к ним прикладываться. К Ефрему приложился по обычаю; а когда стал прикладываться к любимому мною особенно Феодосию преподобному, то вижу его, почивающего в раке и глазами взирающего на меня, как бы любезно; я с благоговением и согбенными к сердцу руками долго смотрел на прелюбезное его лицо и, приложившись в чело, хотел покрыть покровом, на раке обретающимся по обычаю, но та сторона, на которой преподобный Феодосии почивал, была от меня ближе, или, так сказать, первым почивал от меня в раке, где я стоял; покрывал я, но покрывало на одном боку, не на том, где я стоял, а на другом, не совсем закрывалось; я перешел на другую сторону, чтобы поправить, и вижу, что преподобный Феодосии, паки на той стороне почивает, куда я перешел, и покрывало до груди на нем не закрыто; вижу его паки взирающего на меня, как бы любезно; я опять со страхом и благоговением стал смотреть на него вместе с радостию и восхищением духа, что вижу угодника Божия, яко живого и хотящего со мною аки глаголати нечто; имея же руце согбенны, говорю ему: "О отче мой пресладкий, помози ми, грешному!". Он же, как бы оборотясь ко мне, отвещевал: "В чем?". Я ему говорю: "Или не веси, яко гнусен есмь и боюся гнева Господня?". Сим и кончилось сновидение оное! Проснувшись, помолился ему, угоднику Божию вкупе с преподобным Ефремом. У меня всегда на глазах икона Божией Матери с Антонием и Феодосием и масло всегда теплится пред сею иконою, ибо я к ним, изряднее же к Царице Небесной, особенную имею веру и любовь: потому и икона их, мерою в аршин, у меня на глазах всегда, так же и Ефрема, Новоторжского чудотворца, есть икона тут же, ибо я его чадо недостойное есмь; в его обители пострижен и я, купленный раб, семь лет ему работал при Божием содействии; и твой образ святого Димитрия с сими же образами повешен, еще Спасителя образ: пишу, и делаю все, и сплю пред сими образами.

Боже, милостив буди мне, грешному! Еще бы тебе много писать надобно на твое письмо, но недоконченное Сам Господь да исправит в тебе и научит тя Духом Своим Святым! Единою точию скажу тебе: смирение имей пред Богом и человеки и спасешися. Смирихся, и спасе мя,— пишет о себе пророк и царь Давид(205). Гордым Бог противится, смиренным же дает благодать,— сказал Спаситель(206). Смиренные страшны врагам и неудобоприступны. Ничего враг так не боится, как смирения. Еще призывай чаще на помощь и непрестанно Сладчайшего Иисуса, повторяя часто молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную", и крестным знамением часто ограждайся; и еще утвердится ум твой во благих исправлениях. Будто и немного грешим. О! как враг хочет поук-расть нас! Берегись сей пагубной мысли, глаголи, яко раба есмь неключима(207), аще и вся повеленная от Владыки сотвориши, но сего невозможно, ибо всегда грешны мы пред Богом и всегда повинны Его праведному суду. Как тебе молиться, пишешь ты? Тако вопрошали Апостолы Господа Иисуса. Он же рече им: Сице убо молитеся вы: Отче наш, Иже еси на Небесех...(208) И ты читай сию молитву; также и молитву: "Богородице Дево, радуйся..." и многую помощь и заступление на врага обрящеши. Прости, мир тебе и благословение!..

Твой всеусердный спасения желатель и недостойный богомолец

грешный Варсонофий.

26 марта 1824 года. Старая Руса

Письмо 4

Воистину Христос воскресе! Прелюбезное о Господе чадо! Почто сице смущаешися и почто помышления входят в сердце твое печальные? Не читала ли в житии Василия Великого, что слезы и моления вдовы некоей благородной и богатой зело преклонили человеколюбца Бога на милость и исходатайствовали ей прощение всех согрешений, кои хотя и зело не малы были! Также жена некая, рыдавшая горько о тяжком грехе, яко и отцу своему духовному исповедати стыдитися ей, не услышала ли от Иоанна Милостивого, как в житии его читаешь, что грех ее уже прощен есть? Блудница, во святом Евангелии упоминаемая, слезами обливавшая и власами главы своей отиравшая ноги Спасителя, не прияла ли от Него разрешения(209)? Сотник, толикое смирение явивший пред Христом Спасителем, яко недостойный себя судил быть, чтоб Христос взошел под кров дома его, не остался ли оправдан и похвален от Господа(210)? Ты же, толикое время стеная и вопия со слезами ко Господу, почто сумнишися о человеколюбии Его? Хочешь ты, чтоб, живя в мире сем многомятежном и бедном, наслаждаться тишиною духа, какою наслаждаются Ангелы святые и праведники в превыспреннем мире? Нет, друг мой! Жизнь сия наша есть время одних трудов, скорбей, болезней, печалей и беспрестанной борьбы: покой наш на Небе, блаженство наше во Царствии Небесном. Зри, что Сам Господь наш и Бог Иисус Христос пострадал в мире сем. Не во всегдашнем ли гонении, в трудах, в нестяжании, вольной нищете и в исполнении воли Отца Своего Небесного всю жизнь провел на земле, а наконец предал Себя волею крестной смерти; и Царство Его есть Царство всех веков, и владычество Его во всяком роде! Се, ныне превознесеся имя Его паче всякого имени, именуемого на Небеси и на земли! Сонмы праведников перешли в блаженное Царствие Его. Мы что должны думать о себе? Не то ли, что и нам предлежит тесный и прискорбный путь, когда хотим достигнуть до врат райских и быти жителями прекрасного оного места? Но и сие ведай, что везде одобряется умеренность и рассуждение, потому совет тебе даю, все делать так, чтобы оставалось у тебя сил при упражнении в подвигах благочестия, и до изнеможения себя не доводи, дабы после враг унынием не искусил; трудись всегда, но до болезненного состояния себя не доводи. Телесные труды, как то: неедение, стояние на молитве и поклоны, врагу сносны, когда ум у человека не хранится в богомыслии и смирении; вся сила спасения нашего в том состоит, чтобы сердце наше было уязвлено страхом Божиим и ум наш занят всегда был памятью смертного часа, суда Христова, вечного блаженства и мук бесконечных. Сие всякой добродетели научит; сие дух в спокойствии содержать может, сколько здесь, на земле, то возможно; сие заставит на все видимые прелести смотреть равнодушно и ни к чему не прилепляться; сие убедит с благодарением к Богу переносить досады, посмеяния, уничижения, болезни и всякую скорбь мира сего; сие научит, какое воздержание подобает хранить в пище и питии, во взоре, в языке и в слышании. Как бы ты посмеяна от врага осталась, ежели б, приготовившись в Светлое Христово Воскресение причаститься Тела и Крови Христовой, отложила то, потому что не было у тебя слез и умиления! Не искушай впредь Господа таковым образом: слезы и умиление суть дар Божий; Господь часто подает их, когда мы не ожидаем и не просим того у Него. Ты же хотела выпросить, но знай, что ты уже получила от Господа Бога, чего ты просила; ибо Он не подал тебе того, чего ты просила, ведая, что тебе то не на пользу; ибо враг мог бы паки искусить тебя самомнением, что ты уже великая угодница, ибо де Бог все по твоему прошению делает; потому ты уже получила несравненно более от Господа Бога, нежели чего ты у него просила, ибо Он, не давши дара, по прошению твоему, сохранил тебя в смиренномудрии. О смиренномудрие! Святая и единственная добродетель! Без смирения никак невозможно спастися. Бес в одно время явился Макарию преподобному и говорит: "Макарий, ты постишься, и я ничего не ем, ты богатства не собирал, и я ничего не имею, ты плотского греха не творишь, и я сего не вем, ты трудишься, и я в беспрестанных занятиях пребываю; одним ты меня всегда побеждаешь: ты пред всеми себя смиряешь; я же сего не могу делать".— Виждь, чадо, что значит смирение! И чадо мое пресладкое, претерпи мужественною душою, какие искушения тебе бывают от О. А. Ф., также и от иных; пусть посмеются, пусть побранят, пусть переговорят, пусть заставят делать, что против воли и желания твоего, пусть вышлют из комнаты и опять позовут: сим образом жестокое житие совершается; ты все приемли, яко младенец, злобы не имущий! Дух твой таким образом в терпении исправляется, заставишь же и ругающихся над тобою устыдиться. Терпя потерпех Господа, и внят ми,— глаголет Давид(211). "Сокровище духовное" (212) и Беседы преподобного Макария читай: очень полезные книги. Бог благословит! Четки получил. О друг мой! Не заботься о мне, прошу одних молитв! С теплою любовию пишу и прошу тебя, когда занеможешь, то давай себе, Бога ради, отдых. Прости, друг мой, Господь тебя да благословит и утешит.

Грешный архимандрит Варсонофий

12 апреля 1824 [года]

[Р. 5.] Жаль Преосвященного Симеона, но судбы Божии бездна много(213), Он знает, что творит. Помяни, Господи, душу Его во Царствии Своем и упокой ее со святыми Своими! Так-то и мы все пойдем в оном веке. Блажен, кто в час смертный остается не посрамлен!

Письмо 5

Любезнейшая по Духу дщерь, Мария Никитична, мир тебе и помощь Божия!

Вот тебе образ Пресвятыя Богородицы, Пречистыя Матери Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Она тебе да будет наставница, путеводительница, помощь и стена необоримая от всех врагов, хотящих запяти стопы твои в хождении по пути непорочном! Она да будет тебе неотступная хранительница во всем житии сем и Матерними Своими и всесильными молитвами к Сыну Своему и Богу нашему сотворит тя достойною наследия вечных благ в Царствии Его Небесном, всем любящим Его уготованных! Она да будет тебе в настоящем, убо, житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи и ко спасению наставляюще тя, и во время исхода души твоея от тела соблюдающи, и во время прехождения чрез горькие воздушные мытарства и темные зраки лукавых бесов далече от тя отгоняющи, в Страшный же день суда вечныя славы Сына Своего наследницу тя показующи, юже(214) и да улучиши благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и молитвами и молением Пречистыя Его Матери и всех святых! Молись Пресвятой Госпоже Богородице, чадо, часто и призывай Ее на помощь, непрестанно глаголя: "Мати Божия, Пресвятая Владычице Богородице, красный Свете очей моих! Спаси мя, непотребную рабу твою, и помози ми Матерними Твоими и всесильными мольбами к Сыну Твоему и Богу нашему и во временном сем животе, и в день смерти моей, и на Страшном праведном суде Сына Твоего и Бога нашего! На Тя все упование мое возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!". Молись тако часто, чадо, и обрящеши великую помощь от Нее и утешение в сердце твоем; все тебе легко тогда будет; вси святые призывали Ее на помощь и молитвами Ее спасались, и никто, уповая на Нее, не постыдился и, Бога умоляя Ею, никто оставлен в челюстях змииных не был. Зело бо любит род христианский, а наипаче призывающих Ее непрестанно на помощь. Молитву Иисусову вышеписанную мною, держи, а наипаче, когда одна будеши, и будет устроение доброе во внутренней части твоей. А в знак благословения моего, недостойного, от любви теплыя, посылаю тебе икону Царицы Небесной. Она Сама да будет тебе присуща во всякое время! Она да будет с тобою и совосстая и совозлегая! Она да сохранит тя присно под кровом Своим многомилостивым! Она Сама тебе испросит благословение у Сына Своего на вся, на няже(215) возложиша руце Свои! — Мир тебе и благословение и от мене, грешного! Знаменую тя крестным знамением заочно и глаголю: "Мир тебе и помощь Божия, чадо о Господе прелюбезное!". Сего дня после заутрени я сей святой образ "Тихвинской" Божией Матери освящал сам со всею моею о Христе братиею, читал молитвы из Требника Петра Могилы и, окропив святою водою, пели тропарь и кондак на празднике "Тихвинской" Божией Матери: "Днесь яко солнце пресветлое..." и все мы прикладывались к иконе, и у меня точно такая же икона осталась. Прости,

грешный Варсонофий.