«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Грешный архимандрит Варсонофий

12 апреля 1824 [года]

[Р. 5.] Жаль Преосвященного Симеона, но судбы Божии бездна много(213), Он знает, что творит. Помяни, Господи, душу Его во Царствии Своем и упокой ее со святыми Своими! Так-то и мы все пойдем в оном веке. Блажен, кто в час смертный остается не посрамлен!

Письмо 5

Любезнейшая по Духу дщерь, Мария Никитична, мир тебе и помощь Божия!

Вот тебе образ Пресвятыя Богородицы, Пречистыя Матери Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Она тебе да будет наставница, путеводительница, помощь и стена необоримая от всех врагов, хотящих запяти стопы твои в хождении по пути непорочном! Она да будет тебе неотступная хранительница во всем житии сем и Матерними Своими и всесильными молитвами к Сыну Своему и Богу нашему сотворит тя достойною наследия вечных благ в Царствии Его Небесном, всем любящим Его уготованных! Она да будет тебе в настоящем, убо, житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи и ко спасению наставляюще тя, и во время исхода души твоея от тела соблюдающи, и во время прехождения чрез горькие воздушные мытарства и темные зраки лукавых бесов далече от тя отгоняющи, в Страшный же день суда вечныя славы Сына Своего наследницу тя показующи, юже(214) и да улучиши благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и молитвами и молением Пречистыя Его Матери и всех святых! Молись Пресвятой Госпоже Богородице, чадо, часто и призывай Ее на помощь, непрестанно глаголя: "Мати Божия, Пресвятая Владычице Богородице, красный Свете очей моих! Спаси мя, непотребную рабу твою, и помози ми Матерними Твоими и всесильными мольбами к Сыну Твоему и Богу нашему и во временном сем животе, и в день смерти моей, и на Страшном праведном суде Сына Твоего и Бога нашего! На Тя все упование мое возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!". Молись тако часто, чадо, и обрящеши великую помощь от Нее и утешение в сердце твоем; все тебе легко тогда будет; вси святые призывали Ее на помощь и молитвами Ее спасались, и никто, уповая на Нее, не постыдился и, Бога умоляя Ею, никто оставлен в челюстях змииных не был. Зело бо любит род христианский, а наипаче призывающих Ее непрестанно на помощь. Молитву Иисусову вышеписанную мною, держи, а наипаче, когда одна будеши, и будет устроение доброе во внутренней части твоей. А в знак благословения моего, недостойного, от любви теплыя, посылаю тебе икону Царицы Небесной. Она Сама да будет тебе присуща во всякое время! Она да будет с тобою и совосстая и совозлегая! Она да сохранит тя присно под кровом Своим многомилостивым! Она Сама тебе испросит благословение у Сына Своего на вся, на няже(215) возложиша руце Свои! — Мир тебе и благословение и от мене, грешного! Знаменую тя крестным знамением заочно и глаголю: "Мир тебе и помощь Божия, чадо о Господе прелюбезное!". Сего дня после заутрени я сей святой образ "Тихвинской" Божией Матери освящал сам со всею моею о Христе братиею, читал молитвы из Требника Петра Могилы и, окропив святою водою, пели тропарь и кондак на празднике "Тихвинской" Божией Матери: "Днесь яко солнце пресветлое..." и все мы прикладывались к иконе, и у меня точно такая же икона осталась. Прости,

грешный Варсонофий.

19 апреля 1824 года. Старая Руса

Письмо 6

Чадо Марие!

Письмо твое и при нем две книги почившего в Бозе Преосвященного Иннокентия я получил сего апреля 28-го числа; видно из оного, что внутренний покой души твоей в немалом неустройстве. Но внемли, еже ти возглаголю аз грешный! Всуе тако смущаешися и вотще(216) унывавши! Уповай на Бога и твори благостыню и упасешися в богатстве Его. Случается, что ты при оскорблениях, от других тебе причиняемых, досадуешь и гневом воспламеняешься? Но когда тебе Господь после дает чувство, что ты Его тем прогневила, и ты каешься и жалееши о том, что прогневала Его благость, пороптавши на оскорбляющих тебя, веру ми ими, что уже ты прощена от Господа в том, и Он паки Отцем твоим премногомилостивым обретается.— Или не веси писанного в книге преподобного Ефрема Сирина о преподобном Досифее? Но послушай и самую повесть. "Егда убо,— пишется,— вхождаху инии служители больницы утешити Досифея, и неумолим бываше, идяху и глаголаху отцу Дорофею: "Сотвори любовь, отче, увежди, что имать сей брат, яко плачет и не вемы чесо ради?". И вхождаше, и обре-таше его на земли седяща и плачуща, и глаголаше ему: "Что есть Досифее? Что ти есть? Почто плачеши?". И глаголаше: "Прости мя, отче, яко разгневался и глаголах зле брату моему". И глаголаше ему: "Ей, Досифее, гневаешися и не стыдишися гневаяся, и глаголеши зле брату своему: не веси ли яко той есть Христос? И оскорблявши Христа!". И долу поницаше лицем, и ничегоже глаголя; и егда видяше, яко плакал бе довольно, глаголаше тихо: "Бог простит тя, востани, отныне положим начало, потщимся прочее, и Бог поможет". Абие егда слышаше, востаяше текий с радостию на службу, яко воистину от Бога приимаше прощение и извещение".

Смотри, как угодник Божий Досифей преподобный не давал место врагу обладать собою? Разгневался, покаялся, получил прощение и абие с радостью течаше на службу. Ты же почто унывавши, не поминая человеколюбия Божия? Господь не грехами нашими ожесточается и раздражается, но пребыванием нашим в оных без раскаяния. Согрешила, пороптала, осудила, разгневалась, полакомилась, в разленение впала, мыслями тщеславными пленилась, в суетные и неполезные разговоры взошла, или, бывши в некоем дому, прилучилось тебе видеть игры и пляски и все роды веселий! — О чадо, бегай, впрочем, таковых случаев, елико ти есть мощно, но, ежели и неволею или неожиданно случится быть в таких местах, зазри себе тогда, яко грешницу, признай себя винною пред Богом и достойною праведного гнева Его, но не моги остаться в сомнении о помиловании своем от Него или отчаяться — никакоже сотвори сего и в печаль излишнюю не ввергай себя. Сим бо образом всегда побежденною останешься от врага. Старайся, елико можно, угодное пред Богом творить, но, когда согрешишь, не прилагай греха ко греху тяжчайшего, не увеличивай его неполезным унынием. Согрешила, не унывай, но утешай себя писанным у Иоанна Богослова, яко несть грех, побеждающий человеколюбие Бо-жие(217). Отселе я тебе даю заповедь вот какую: начни читать, помолясь Господу, Иоанна Златоустого, а именно: отыщи книгу его под заглавием "Беседы о покаянии". Смотря по расположению души твоей, в последнем письме изображенному, я сужу нужным, чтобы ты прочитала сии беседы. О прелюбезный и пресладкий златоглаголивый Златоусте!Утеха грешным! Утешь нас, грешных, своими Боговдохновенными писаниями, но, предстоя престолу Владычну с Серафимами, помогай нам наипаче молитвами своими. Ты, чадо, теперь оставь читать книги прочие все, и возьми Златоуста, и читай его, как я тебе выше сказал. Он тебе нужен. Он ободрит тебя и утешит, он прогонит дух уныния от тебя. Памятуя, помни, что не грехи, но нераскаяние наше прогневляет вконец Бога. Не согрешили ли ниневитяне? Не согрешил ли Петр, верховный Апостол? Не согрешил ли мытарь? Блудный сын не удалился ли от Отца на страну далече? Но как скоро человеколюбец Бог всех их принял, прощение даровал! Чадо, Господа ради, не давай места супостату диаволу унывая, будто ты всегда под гневом Божиим. Но когда такая мысль тебя смущает, то огради себя крестным знамением, сотвори молитву Иисусову и глаголи: "Раба есмь Христа Спаса моего, все грехи мои на Себя взявшего и кровью Своею очистившего оные, и верую, яко толико человеколюбив Он, что единое мое слово: "Согрешила, Господи, пред Тобою, прости мя", приемлет вместо самих дел моих и всех удовлетворений!". И сице уповая на Него буди, и спасешися; диавол же бежит далече от тебя. Что касается до молитвы, то пока Господь и краткую молитву приемлет вместо протяженной, когда она от души смиренной к Нему воссылается. Он и одно слово: "Господи, помилуй", сказанное со вздохом, благословляет. Не имей ни малой печали о болезнях тела своего, что ты не можешь долго стоять на молитве; Господь того и не поищет на тебе. Самое болезненное состояние твое и терпение оного со благодарением и вместо молитвы, и вместо поста вменяется от человека. Или не помнишь, как Пимен Многоболезненный, Печерский чудотворец, спасся? Прочти его житие в Четьи-Минеи(218). Господа ради, буди яко незлобивое дитя во всех приключающихся тебе от других оскорблениях; а при размышлении о преступлениях своих и погрешностях, кои, веру ми ими, несмертны, так же и при представлениях о том, что ты будешь больна и не будешь в состоянии ни Богу помолиться, ни другим чем заняться на спасение души своей, приводи себе всегда на память человеколюбие Божие, которое подобно неизмеримому океану, а грехи наши подобны искре огненной, впадающей в оный океан; может ли, убо, искра пылать, впадшая в океан? Так и наши грехи, сколько б они ни велики и тяжки были, не одолевают человеколюбия Божия. Одно слово "согрешил" потребляет всякое преступление наше. Почитаешь Златоуста и уверишься лучше в том. Златоуст утешает душу унывающую, Ефрем Сирин приводит ее во умиление и страх Божий, а Димитрий, Ростовский чудотворец, в "Алфавите" своем заставляет ее смиряться и воздыхать об Отечестве нашем Небесном; но ты, читая, до изнеможения себя не доводи. Я тебе и прежде писал, и ныне повторяю то же. Ефрем Сирин, сколь ни строг, но и тот в наказании притчами к наставникам и подчиненным написал следующее: "Аще убо на скончании обычных правил и по бдении хощеши побдети сам, покоривыйся же восхощет поспати мало, даждь ему покой"; и Иоанн Лествичник написал: "Егда узриши юна, быстро восходяща на Небо, удержи его мало". Пост необходимо нужен, лакомые снеди и сладкие расслабляют тело наше; конечно, ты не на ржаном хлебе родилась и воспитана; впрочем, в училище бывши, ела и ржаной хлеб; коли можно, так отчасти и ныне употребляй его, или и белый можешь употреблять, только пирожного, масляного и жирных похлебок удаляйся, временем и изредка и сего можешь вкусить, только с воздержанием великим.

Поминай Апостола Павла, глаголющего: Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Бога(219). Буди со всеми мирна и злобою яко младенец. Крикнут — промолчи. Побранят — зазри себя, что ты того достойна, ибо прошло много неизвестных и тебе самой согрешений без обличения; так, сии тою бранью, неповинне на тя возлагаемою, и очищаются, и великая есть сия милость Божия. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и Причастие Святаго Духа буди с тобою! Мир тебе, чадо прелюбезное, и благословение! Сие глаголя, ограждаю тебя заочно крестным знамением.

Грешный Варсонофий