«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

19 апреля 1824 года. Старая Руса

Письмо 6

Чадо Марие!

Письмо твое и при нем две книги почившего в Бозе Преосвященного Иннокентия я получил сего апреля 28-го числа; видно из оного, что внутренний покой души твоей в немалом неустройстве. Но внемли, еже ти возглаголю аз грешный! Всуе тако смущаешися и вотще(216) унывавши! Уповай на Бога и твори благостыню и упасешися в богатстве Его. Случается, что ты при оскорблениях, от других тебе причиняемых, досадуешь и гневом воспламеняешься? Но когда тебе Господь после дает чувство, что ты Его тем прогневила, и ты каешься и жалееши о том, что прогневала Его благость, пороптавши на оскорбляющих тебя, веру ми ими, что уже ты прощена от Господа в том, и Он паки Отцем твоим премногомилостивым обретается.— Или не веси писанного в книге преподобного Ефрема Сирина о преподобном Досифее? Но послушай и самую повесть. "Егда убо,— пишется,— вхождаху инии служители больницы утешити Досифея, и неумолим бываше, идяху и глаголаху отцу Дорофею: "Сотвори любовь, отче, увежди, что имать сей брат, яко плачет и не вемы чесо ради?". И вхождаше, и обре-таше его на земли седяща и плачуща, и глаголаше ему: "Что есть Досифее? Что ти есть? Почто плачеши?". И глаголаше: "Прости мя, отче, яко разгневался и глаголах зле брату моему". И глаголаше ему: "Ей, Досифее, гневаешися и не стыдишися гневаяся, и глаголеши зле брату своему: не веси ли яко той есть Христос? И оскорблявши Христа!". И долу поницаше лицем, и ничегоже глаголя; и егда видяше, яко плакал бе довольно, глаголаше тихо: "Бог простит тя, востани, отныне положим начало, потщимся прочее, и Бог поможет". Абие егда слышаше, востаяше текий с радостию на службу, яко воистину от Бога приимаше прощение и извещение".

Смотри, как угодник Божий Досифей преподобный не давал место врагу обладать собою? Разгневался, покаялся, получил прощение и абие с радостью течаше на службу. Ты же почто унывавши, не поминая человеколюбия Божия? Господь не грехами нашими ожесточается и раздражается, но пребыванием нашим в оных без раскаяния. Согрешила, пороптала, осудила, разгневалась, полакомилась, в разленение впала, мыслями тщеславными пленилась, в суетные и неполезные разговоры взошла, или, бывши в некоем дому, прилучилось тебе видеть игры и пляски и все роды веселий! — О чадо, бегай, впрочем, таковых случаев, елико ти есть мощно, но, ежели и неволею или неожиданно случится быть в таких местах, зазри себе тогда, яко грешницу, признай себя винною пред Богом и достойною праведного гнева Его, но не моги остаться в сомнении о помиловании своем от Него или отчаяться — никакоже сотвори сего и в печаль излишнюю не ввергай себя. Сим бо образом всегда побежденною останешься от врага. Старайся, елико можно, угодное пред Богом творить, но, когда согрешишь, не прилагай греха ко греху тяжчайшего, не увеличивай его неполезным унынием. Согрешила, не унывай, но утешай себя писанным у Иоанна Богослова, яко несть грех, побеждающий человеколюбие Бо-жие(217). Отселе я тебе даю заповедь вот какую: начни читать, помолясь Господу, Иоанна Златоустого, а именно: отыщи книгу его под заглавием "Беседы о покаянии". Смотря по расположению души твоей, в последнем письме изображенному, я сужу нужным, чтобы ты прочитала сии беседы. О прелюбезный и пресладкий златоглаголивый Златоусте!Утеха грешным! Утешь нас, грешных, своими Боговдохновенными писаниями, но, предстоя престолу Владычну с Серафимами, помогай нам наипаче молитвами своими. Ты, чадо, теперь оставь читать книги прочие все, и возьми Златоуста, и читай его, как я тебе выше сказал. Он тебе нужен. Он ободрит тебя и утешит, он прогонит дух уныния от тебя. Памятуя, помни, что не грехи, но нераскаяние наше прогневляет вконец Бога. Не согрешили ли ниневитяне? Не согрешил ли Петр, верховный Апостол? Не согрешил ли мытарь? Блудный сын не удалился ли от Отца на страну далече? Но как скоро человеколюбец Бог всех их принял, прощение даровал! Чадо, Господа ради, не давай места супостату диаволу унывая, будто ты всегда под гневом Божиим. Но когда такая мысль тебя смущает, то огради себя крестным знамением, сотвори молитву Иисусову и глаголи: "Раба есмь Христа Спаса моего, все грехи мои на Себя взявшего и кровью Своею очистившего оные, и верую, яко толико человеколюбив Он, что единое мое слово: "Согрешила, Господи, пред Тобою, прости мя", приемлет вместо самих дел моих и всех удовлетворений!". И сице уповая на Него буди, и спасешися; диавол же бежит далече от тебя. Что касается до молитвы, то пока Господь и краткую молитву приемлет вместо протяженной, когда она от души смиренной к Нему воссылается. Он и одно слово: "Господи, помилуй", сказанное со вздохом, благословляет. Не имей ни малой печали о болезнях тела своего, что ты не можешь долго стоять на молитве; Господь того и не поищет на тебе. Самое болезненное состояние твое и терпение оного со благодарением и вместо молитвы, и вместо поста вменяется от человека. Или не помнишь, как Пимен Многоболезненный, Печерский чудотворец, спасся? Прочти его житие в Четьи-Минеи(218). Господа ради, буди яко незлобивое дитя во всех приключающихся тебе от других оскорблениях; а при размышлении о преступлениях своих и погрешностях, кои, веру ми ими, несмертны, так же и при представлениях о том, что ты будешь больна и не будешь в состоянии ни Богу помолиться, ни другим чем заняться на спасение души своей, приводи себе всегда на память человеколюбие Божие, которое подобно неизмеримому океану, а грехи наши подобны искре огненной, впадающей в оный океан; может ли, убо, искра пылать, впадшая в океан? Так и наши грехи, сколько б они ни велики и тяжки были, не одолевают человеколюбия Божия. Одно слово "согрешил" потребляет всякое преступление наше. Почитаешь Златоуста и уверишься лучше в том. Златоуст утешает душу унывающую, Ефрем Сирин приводит ее во умиление и страх Божий, а Димитрий, Ростовский чудотворец, в "Алфавите" своем заставляет ее смиряться и воздыхать об Отечестве нашем Небесном; но ты, читая, до изнеможения себя не доводи. Я тебе и прежде писал, и ныне повторяю то же. Ефрем Сирин, сколь ни строг, но и тот в наказании притчами к наставникам и подчиненным написал следующее: "Аще убо на скончании обычных правил и по бдении хощеши побдети сам, покоривыйся же восхощет поспати мало, даждь ему покой"; и Иоанн Лествичник написал: "Егда узриши юна, быстро восходяща на Небо, удержи его мало". Пост необходимо нужен, лакомые снеди и сладкие расслабляют тело наше; конечно, ты не на ржаном хлебе родилась и воспитана; впрочем, в училище бывши, ела и ржаной хлеб; коли можно, так отчасти и ныне употребляй его, или и белый можешь употреблять, только пирожного, масляного и жирных похлебок удаляйся, временем и изредка и сего можешь вкусить, только с воздержанием великим.

Поминай Апостола Павла, глаголющего: Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Бога(219). Буди со всеми мирна и злобою яко младенец. Крикнут — промолчи. Побранят — зазри себя, что ты того достойна, ибо прошло много неизвестных и тебе самой согрешений без обличения; так, сии тою бранью, неповинне на тя возлагаемою, и очищаются, и великая есть сия милость Божия. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и Причастие Святаго Духа буди с тобою! Мир тебе, чадо прелюбезное, и благословение! Сие глаголя, ограждаю тебя заочно крестным знамением.

Грешный Варсонофий

Мая 3-го 1824 года Старая Руса

Письмо 7

Чадо о Господе возлюбленное! Ежели ты себя чувствуешь еще недовольно способною к монастырской жизни, то можешь на время и еще испытать себя, особенно потому, что нет тебе препятствия никакого служить Христу Господу со стороны хозяйки дома.— Не могу сказать, чтоб со стороны мира не было тебе искушений и в сем тихом пристанище, но где сих искушений избежать можно? Мир льстит и прельщает и оградившихся стенами; проникают и туда его прелести; и малые, весьма малые в нынешние времена, против оных адамантовою твердостью ограждают свои сердца. Боже, помоги нам, грешным! А плоть, ленивая и многострастная, и недремлющий супостат наш диавол и в мире и в монастыре равно борят душу, хотящую спастися. Итак, я сужу, что ты живешь теперь в тихом пристанище; взошедши же в монастырь, тебе надобно, как на маленькой лодочке плыть по бурному морю. Правда, со стороны мира в монастыре менее искушений: не с кем и некогда там тебе будет играть в карты; не увидишь ты плясок и песен бесовских не услышишь; не будешь ты иметь ослабы нежить себя чрез долгое спание и лакомство; не будешь ты величаться нарядами своими и щегольством; редко попадутся тебе в глаза и другие, ризами красящиеся,— все сие удалится от тебя, но зато предстанут пред тобой другие искушения, гораздо сильнейшие. Тебе надобно укрепить душу терпением наитвердейшим образом. И не бойся сего, любимое чадо! Все легко тебе будет благода-тию Христовою. Потечеши светлым заповедей Его путем и не утрудишися. Аще не Господь бы был в нас, никтоже бы возмогл вражиим одолети бранем. Ты побегнешь ко Христу, и Он обымет тя на пути, по коему ты должна идти к наследию блаженного Царствия Его. Он, яко Добрый Пастырь, упасет тя на пажити Своей и поставит на пространне нозе твои, подаст тебе терпение, всадит в сердце твое страх Свой и душу твою уязвит любовию Креста Своего. Не бойся, токмо веруй, и спасена будеши!(220)

Не тщеславия ради, но со страхом Божиим и во смиренней душе, да подам ти некое дарование духовное, скажу, что в 1808 году Господь сотворил с моею худостию. Приехавши в дом матери с братом Амвросием на вакацию, будучи учителем, ушел я от них тайно, на третий день после брака сестры нашей, сперва в пустыню, лесом отовсюду обстоимую, 250 верст от дому нашего; по 70 верст в день шел и питался кусочками, выпрошенными под оконью, но так как служба очень редко там бывает, то опять я возвратился в дом матери своей и родных, искавших меня с жалостью везде; и просил уже надлежащим порядком Преосвященного об увольнении меня от учительской должности и об определении в послушники в монастырь, куда ему заблагорассудится, по внушению Божию. Первая моя просьба отринута была; я вторично чрез два месяца просил; и так сподобил Бог взойти в монастырь Новоторжский к угоднику Божию Ефрему чудотворцу, где я и учителем был до вступления в монастырь. О, сколь было все легко! Семь лет, как купленный раб, день и нощь работал, и Господь во всем помогал; слава премногому Его милосердию, Он помогает во всем и доныне! Что, убо, ужаснулась и ты, когда я сказал, что можешь, ежели хочешь, идти в монастырь? А ежели не весьма сильное желание чувствуешь в себе к тому, то поживи еще в мире, как живешь ныне. Ты пишешь, поговорить тебе о монастырской жизни? О чадо! Воистину, нет на земле иного жития подобно Ангельского, якоже житие иноческое: "Свет для иноков Ангели, а для мирян свет иноки",— пишется у Илариона Великого(221). Святое житие монашествующих, ревнуют(222) бо святым Ангелам и Самому Господу Иисусу Христу подобии быти, но аще, кто до конца претерпит все скорбное, с монастырскою жизнью сопряженное: ибо там надобно житейского обычая дерзость отложить, послушание иметь ко всем, безроптиву быть в заповеданных службах; в молитве терпеливу во бдениях не леностну в скорбех не печаловать, в пост не расслабевать, яко постом и молитвою подобает тогда угодити Богу; в немощах не пренемогать(223), успокоения коего-либо или почитания не искать; нищеты не отвращаться, досаждения и уничижения не ненавидеть, но присно взирать на единое блаженное Царствие Христово в будущем веке и вся от века помышлять мученики и преподобные, иже многими поты и труды, бесчисленными кровьми и смертьми оное стяжали; то же предлежит и монастырскому подвижнику, ибо надобно ему и алкать, и жаждать, и наготствовать, досадитися же и укоритися, уничижитися и изгнатися и иными многими отяготитися скорбями; и имиже, сущий по Богу, живот начертавается. О, сколь блажен, кто вся сие претерпит мужественною душою! Воистину исполнится на нем при исходе от жития сего речение: блажени мертвии, умирающии о Господе!.. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих(224), чадо, рех ти по силе, ты же, Господу содейству-ющу, избирай еже хощеши. О монастырской жизни Господь во Евангелии сказал: могий вместити да вместит(225); не скоро, убо, и ты решайся, ежели не довольно сильною себя находишь к понесению того, и то подумай, моляся Богу, о всем. Мир вам и помощь Божия! Бог простит тя, чадо!

Грешный Варсонофий

7 июня 1824 года Старая Руса

Письмо 8