«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мая 3-го 1824 года Старая Руса

Письмо 7

Чадо о Господе возлюбленное! Ежели ты себя чувствуешь еще недовольно способною к монастырской жизни, то можешь на время и еще испытать себя, особенно потому, что нет тебе препятствия никакого служить Христу Господу со стороны хозяйки дома.— Не могу сказать, чтоб со стороны мира не было тебе искушений и в сем тихом пристанище, но где сих искушений избежать можно? Мир льстит и прельщает и оградившихся стенами; проникают и туда его прелести; и малые, весьма малые в нынешние времена, против оных адамантовою твердостью ограждают свои сердца. Боже, помоги нам, грешным! А плоть, ленивая и многострастная, и недремлющий супостат наш диавол и в мире и в монастыре равно борят душу, хотящую спастися. Итак, я сужу, что ты живешь теперь в тихом пристанище; взошедши же в монастырь, тебе надобно, как на маленькой лодочке плыть по бурному морю. Правда, со стороны мира в монастыре менее искушений: не с кем и некогда там тебе будет играть в карты; не увидишь ты плясок и песен бесовских не услышишь; не будешь ты иметь ослабы нежить себя чрез долгое спание и лакомство; не будешь ты величаться нарядами своими и щегольством; редко попадутся тебе в глаза и другие, ризами красящиеся,— все сие удалится от тебя, но зато предстанут пред тобой другие искушения, гораздо сильнейшие. Тебе надобно укрепить душу терпением наитвердейшим образом. И не бойся сего, любимое чадо! Все легко тебе будет благода-тию Христовою. Потечеши светлым заповедей Его путем и не утрудишися. Аще не Господь бы был в нас, никтоже бы возмогл вражиим одолети бранем. Ты побегнешь ко Христу, и Он обымет тя на пути, по коему ты должна идти к наследию блаженного Царствия Его. Он, яко Добрый Пастырь, упасет тя на пажити Своей и поставит на пространне нозе твои, подаст тебе терпение, всадит в сердце твое страх Свой и душу твою уязвит любовию Креста Своего. Не бойся, токмо веруй, и спасена будеши!(220)

Не тщеславия ради, но со страхом Божиим и во смиренней душе, да подам ти некое дарование духовное, скажу, что в 1808 году Господь сотворил с моею худостию. Приехавши в дом матери с братом Амвросием на вакацию, будучи учителем, ушел я от них тайно, на третий день после брака сестры нашей, сперва в пустыню, лесом отовсюду обстоимую, 250 верст от дому нашего; по 70 верст в день шел и питался кусочками, выпрошенными под оконью, но так как служба очень редко там бывает, то опять я возвратился в дом матери своей и родных, искавших меня с жалостью везде; и просил уже надлежащим порядком Преосвященного об увольнении меня от учительской должности и об определении в послушники в монастырь, куда ему заблагорассудится, по внушению Божию. Первая моя просьба отринута была; я вторично чрез два месяца просил; и так сподобил Бог взойти в монастырь Новоторжский к угоднику Божию Ефрему чудотворцу, где я и учителем был до вступления в монастырь. О, сколь было все легко! Семь лет, как купленный раб, день и нощь работал, и Господь во всем помогал; слава премногому Его милосердию, Он помогает во всем и доныне! Что, убо, ужаснулась и ты, когда я сказал, что можешь, ежели хочешь, идти в монастырь? А ежели не весьма сильное желание чувствуешь в себе к тому, то поживи еще в мире, как живешь ныне. Ты пишешь, поговорить тебе о монастырской жизни? О чадо! Воистину, нет на земле иного жития подобно Ангельского, якоже житие иноческое: "Свет для иноков Ангели, а для мирян свет иноки",— пишется у Илариона Великого(221). Святое житие монашествующих, ревнуют(222) бо святым Ангелам и Самому Господу Иисусу Христу подобии быти, но аще, кто до конца претерпит все скорбное, с монастырскою жизнью сопряженное: ибо там надобно житейского обычая дерзость отложить, послушание иметь ко всем, безроптиву быть в заповеданных службах; в молитве терпеливу во бдениях не леностну в скорбех не печаловать, в пост не расслабевать, яко постом и молитвою подобает тогда угодити Богу; в немощах не пренемогать(223), успокоения коего-либо или почитания не искать; нищеты не отвращаться, досаждения и уничижения не ненавидеть, но присно взирать на единое блаженное Царствие Христово в будущем веке и вся от века помышлять мученики и преподобные, иже многими поты и труды, бесчисленными кровьми и смертьми оное стяжали; то же предлежит и монастырскому подвижнику, ибо надобно ему и алкать, и жаждать, и наготствовать, досадитися же и укоритися, уничижитися и изгнатися и иными многими отяготитися скорбями; и имиже, сущий по Богу, живот начертавается. О, сколь блажен, кто вся сие претерпит мужественною душою! Воистину исполнится на нем при исходе от жития сего речение: блажени мертвии, умирающии о Господе!.. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих(224), чадо, рех ти по силе, ты же, Господу содейству-ющу, избирай еже хощеши. О монастырской жизни Господь во Евангелии сказал: могий вместити да вместит(225); не скоро, убо, и ты решайся, ежели не довольно сильною себя находишь к понесению того, и то подумай, моляся Богу, о всем. Мир вам и помощь Божия! Бог простит тя, чадо!

Грешный Варсонофий

7 июня 1824 года Старая Руса

Письмо 8

Дщери по Духу прелюбезной и другу о Господе искреннему, мир, благословение и помощь Божия!

Ныне наипаче я тебя ублажаю, что ты невольным образом впадая в различные искушения, очищающие вольные твои согрешения, или же яко человек согрешаешь пред Богом, не ослабеваешь в терпении и благодушествуешь во всем; но и до конца потерпи, чадо! Поминай Господа Иисуса, во святом Евангелии рекшего: Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде(226); и паки: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир(227); и еще: Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет... возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас(228). О чадо! Потерпи Господа ради, все наносимое тебе от Него на спасение души твоей! Слезы у тебя теперь льются, но и слезы вечное тебе доставят веселие. Помни, кто из праведников вечного покоя достиг, на земле ничего скорбного не потерпевши? Образ не дал ли нам на Себе Христос, Спас наш? Пречистая Его Матерь не уязвлялась ли утробою, зрящи на Кресте висяща возлюбленнейшего Сына Своего и Бога? Апостолы и мученики не крови ли свои проливали и венцы нетленные получали? Преподобных угодников что учинило участниками в наследовании бессмертной и блаженной жизни райской, как не беспрестанные труды, борения, томления самих себя, болезни, изгнания, лишения, претерпение всяких поношений, нищеты, алчбы, жажды, наготы, солнечного вара(229) и иных скорбных? И се все они ныне почивают на ложах в Царствии Владыки своего, Его же возлюбили от всей души и Ему же поработали усердно во временной жизни.

Чадо возлюбленное! Ты желаешь вселитися на жительство в чертогах бессмертного Царя славы? Стезею, убо, коею Он хочет тебя до Своих чертогов среди суетного жития сего провести, шествуй. Благодари благость Его, что Он не широким и пространным путем, но узким и прискорбным ведет; ибо чрез сие ясно Он тебе показывает, что Он тебя любит и хочет сделать участницею вечных Его благ в бесконечном Царствии Своем; Сам бо рече усты возлюбленного ученика и друга своего: Аз, ихже аще люблю, обличаю и наказую(230). И Апостол Павел написал: Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове(231). И для того слово Божие о праведниках, наследовавших Царствие Небесное, так говорит: Сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя... в крови Агнчи(232). Сего ради суть пред престолом Божиим, и уже не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной. Слышишь, что глаголет слово Божие о том, кому дается Царство Небесное и вечный покой? Кто здесь, на земле, потрудится усердно Бога ради и претерпит мужественною душою и твердым сердцем всякие скорби, стыд и срамоту. Радуйся, убо, паче в печали сей, на тя нашедшей, что Господь посетил тебя временною печалию, хочет тебя утешить вечною радостию. Но силен Он и здесь еще подать тебе ослабу некую. Так некогда и святой Хрисогон утешал в послании своем святую Анастасию Узорешительницу:"Аще подобает нам верным ходити в присущем житии". И Ефрем, угодник Божий, написал: "Аще случится нам радость или чрез предуспеяние(233), или чрез дарования, да помышляем, яко недалече, убо, отстоит печаль. Аще же найдет нам печаль, пождем радости близ нас быти. Приимем подобие плавающих по морю: сии бо востанию бывшу на них ветра, или зимы зельныя, не отчаяваются своего спасения, но противятся волнам, благовоздушия ожидающе; и тишину получивши, бурю ожидают. Тем и бдят всегда, да не како внезапно востанию ветра бывшу обрящет не приготованы и низвратят тыя в море. Тако и нам смотрети подобает обоя. Убо, егда случится нам скорбь или теснота, ослабы да пождем, и помощи от Бога бывающия, да не укосняющей скорби, яко несущей нам надежды спасения родится смерть: подобнее же, и радости нам бывшей, скорби да пождем, да излишнею радостию не забудем плач". До зде Ефрем; и паки он же: "Любезне небесного сокровища пожелавый и достоин Богу бы-ти возревновал еси, слыши того глаголющего: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждъ имение твое и даждъ нищым, и возъимаши сокровише на небеси, и гряди последуй Мне(234) ...И иже не приимет креста своего и не последует по Мне, несть Мене достоин(235)", тем же без еже понести крест, невозможно последовати Господу; но и в Книге Иисуса, сына Сирахова, Господь глаголет: Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение(236). Сицевых, убо, писаний Божественных послушая, возлюбленная о Господе дщи! Претерпи мужественною душою все наносимое тебе от Господа, ведяще, яко приимиши от Него неувядаемый венец славы; притом уверена буди, что не попустит Он тебе искуситься паче, еже можеши, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи тебе понести. Возлюбленный наш наставник и грешников утеха, Златоуст упоминает, что человек, сколько б ни праведен был, но все имеет какие-либо и грехи; напротив, человек порочный, как бы ни был худ, но хотя самые малейшие, однако имеет некоторые и добрые дела, так Господь за малые его добрые дела посылает ему или богатство, или другое какое-либо временное благополучие, а праведника Своего, дабы он чист был пред Ним в час смертный и достоин был восприятия от всещедрой Его Десницы небесных и вечных благ, наказует мало с любовью здесь, на земле.

Сицева имуще обетования, словом Божиим от святых Отец проповедуемая, не усумнися, присное в вере чадо, снити в Москву. Поезжай с миром, и Господь, якоже со Иосифом, проданным от братьев, пребудет с тобою, и Ангел Его святый на всяком, аможе аще пойдеши пути, сохранит тя неврежденну от всех прилогов диавольских. Плакал и Иосиф, когда вели его купцы во Египет, яко раба купленного; тяжко ему было сидеть и в темнице, затворенному в оную, не сотворивши греха; проливали кровь свою мученики, а преподобные поты свои за возлюбленного ими Иисуса; но се! они утешены: у всех их слезы от очей отерты; все они ублажаются ныне славою нетленною. И ты, убо, о чадо ми возлюбленное, яко добр воин Христов, злопостражди(237) доблественно, поминая рекшего: Блажени изгнани правды,ради: яко тех есть Царствие Небесное(238). Не писал ли я тебе, что в монастыре живши, имаши и уничижитися, и укоротися, и изгнатися? Вот тебе начало таковых подвигов! Приими со благодарением ко Господу таковое, и Господь поможет тебе и в передних начинаниях твоих. Обвинять кого-либо в том виновным удержись, Господа ради, поминая, как Сам Спаситель, ни единого греха не сотворив, ниже обретеся лесть во устах Его, но предан был на пропятие и смерть. Как Григорий, Нео-кесарийский чудотворец, претерпел стыд от клеветавшей на него при честных мужах блудницы; како Феодора преподобная подъяла изгнание из монастыря, оболганная дочерью гостинниковою; како Иоанна, архиепископа Новгородского, чудотворца, жители града того вывели бесчестно на реку и посадили на плот; како и инии мнозии святии неповинными укоризнами и преступлениями облагаемы были и не оправдывались много, даже нисколько в прегрешениях, якобы ими содеянных, в самом же деле им даже неведомых. Враг диавол всяко тщится душу праведничу поколебать, ты же, яко дева мудрая, прими светильник веры и упования на Бога и вооружись щитом терпения, молясь непрестанно, и узришь спасение и заступление скорое. Поедешь ты Новым Городом, поклонившись за себя в Софийском соборе святым мощам, также Антонию Римлянину и кому еще можно тебе будет, прошу кланяться и за меня, грешного. У Антония Римлянина наша с братом Амвросием родительница погребена; можешь же и написать ко мне из Новгорода, ежели тебе самой неудобно будет заехать. Вот тебе, дщи моя о Господе прелюбезная, что Господь помог мне написать, то и посылаю. Бог тебя простит, чадо! Буди с тобою помощь Божия, и Ангел-хранитель да соблюдет тя присно на всяком месте и во всякое время! Царица Небесная да будет ти во все дни живота твоя помощница, хранительница и путеводительница неотлучная, все-усердно того желаю и молю.

Грешный Варсонофий

28 июня 1824 года. Старая Руса

Письмо 9