«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Прелюбезное о Господе чадо!

Мир тебе и помощь Божия!

Письма твои из Новгорода и из Москвы я получил. Не знаю, на которое отвечать тебе сперва. На письмо новгородское, одно сие скажу, что любовь твоя к моей худости, о Бозе искренняя, заставляет и меня, грешного, любить тебя, яко чадо по Духу присное. Господь да приимет веру твою к Нему и любовь твою, веры ради той, да помянет и помилует тя и в сем веке и будущем. Что же благоволит Господь тебе быть в моем монастыре, буди в том благодушна. Тако изволися Господеви. Молиться нам подобает паче, дабы — о если бы Он сподобил нас, грешных, зреть друг друга в блаженном Царствии Своем Небесном и вечном! Но мы живем еще в мире прелестном и многомятежном; плоть носим приснослабую и многострастную и врага имеем, неусыпно стрегущего нас, как бы пленити души и телеса наши в работу греховную и предать их неугасающему огню геенскому его же и сам он трепещет! Мы имеем нужду непрестанно простирать глаз и вопль свой к Доброму Пастырю своему, Господу нашему Иисусу Христу, положившему Свою душу за пленение душ наших и искупившему нас кровию Своею честною от насилия диавола, дабы Сам Он всемогущею Своею Десницею поддержал, утвердил и защитил нас на пути жизни сея! Говоря сие, я перешел уже к письму московскому. Ты посреди сетей многих ходишь теперь. Молись непрестанно ко Господу Иисусу, дабы Он и к тебе пришел на помощь, якоже некогда пришел Он и спас начавшего утопать в волнах Петра. Воистину, многими мы, доколь находимся в жизни сей, обложены сетями. Но несравненно более у нас средств миновать их без повреждения. Смиренная мудрость и непрестанная молитва, с памятью смертною и будущего суда Христова соединенные, весьма достаточны, чтобы сохранить нас неврежденными от всех соблазнов мирских, от брани плотской и от прилогов сатанинских. Боящиеся Господа врагам страшны и всем дивны: горе бо зрят. И во псалмах пишется: Богом моим прейду стену(239). Стена, разделяющая нас от Царствия Небесного, есть мир сей, но ежели мы призываем непрестанно на помощь Господа, смиряемся пред Ним, плачем и просим, дабы Сам Он сохранил ум и сердце наше, чтобы ничто от мирских красот не усладило нас на слабость, чтобы движения плотские не одолели стремлений духа нашего, хотящего разлучитися паче от тела и жити со Христом, нежели в мире сем; чтоб всю сатанину детель, ею же тщится он привлещи нас к своей погибели, мы видели и могли, при содействии человеколюбца Спаса, отражать ее от себя; ежели мы тако просим Господа непрестанно, то никакоже Он, наш всещедрый Отец, презрит нас, но скоро приходит на помощь к Нам и хранит тогда нас, яко зеницу Своего ока. О, благость неизреченная человеколюбца Господа! О, несказанное милосердие Его! О, беспредельная и уму нашему непостижимая любовь Его к нам, скверным и непотребным рабам Его! Хранит нас, яко зеницу ока Своего, Создатель наш и Господи! Тако ли изволися благостыне Твоей! Мы недостойны Небес и земли и сея привременные жизни: зане присно во грехах пребываем и ежеминутно прогневляем Твою благость, а Ты хранишь нас, яко зеницу ока Своего! Тако ответствует нам Господь: не приидох бо праведные призвати, но грешныя(240). Аще, убо, тако изволися Тебе, Господи, благоволи, убо, призирати на ны милостиво всегда и помиловати нас до конца! Зрили, Благосерде, елико, убо, оного на нас навет и вражда, елико же и наше страстование, и слабость, и небрежение, но все Сам исправи, соверши и дополни Своею благодатию и милостию, заслугами Сына Твоего Единородного, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, молитвами Пречистыя, преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, единыя нашея непостыдныя надежды и всех святых Твоих! Се, чадо, рех ти, ежели будешь иметь всегдашнюю опасность, якоже птица от сетей и серна от тенет хранится; еще будешь непрестанно ко Господу молитву творить, чтоб Он Сам сердце твое, страхом Его и желанием наследия вечных благ уязвленное, соблюл таковым и среди оных людей, то веру ми ими грешному, что Господь тебя сохранит от всякого зла, и ничто не повредит тебе.

По словам твоим, мать твоя не намеревается крепко удерживать от монастыря; но я тебе и прежде писал и ныне говорю то же, что в монастыре свои искушения и соблазны есть, и чего ты ныне отвращаешися и бегаешь, к тому враг после сильное возбудит в тебе желание. Но не бойся сего, чадо, имамы Бога, нам помогающего; един Его Ангел сильнее всех полчищ сатанинских; кольми паче Господь Сам. Внимающему себе и хранящего трезвение ума ничто не повредит нигде.

Прости, пора в церковь! На сей раз писать более некогда.

Грешный Варсонофий

19 июля 1824 года. Старая Руса

Письмо 10

Прелюбезное по Духу чадо!

Тебе кажется весьма тесно в мире, и так Бог тебя благословит, поезжай в Хотьков монастырь(241), по желанию твоему, и поучись монашеской жизни; на сие тебе скажу: отложи всю житейскую гордость, забудь свою волю, смирись пред всеми, не презри всякого дела, какое бы оно ни было; церкви Божией не моги оставить никак, разве когда игуменьею или другою какою старейшею матерью наряжена будешь на послушание, по благословению игуменьи; в таком случае послушание приемлется наравне, как бы ты в церкви молилась. "Послушание паче поста и молитвы", есть пословица святых Отцов; а наипаче молодому и новоначальному монаху послушаниями заниматься необходимо нужно. Не стыдись никакого дела: и воды принеси, и пол подмети, и помой его; в церкви убрать заставят что или подмести, и то делай; на монастыре заставят работать, и от того не отговаривайся; но и сама, где увидишь сор или нечистоту какую, убери ее и вычисти всякое место, не ожидая наряду; в хлебне, где помои льют, где всякий сор валят, и что говорю,— Иоанн Дамаскин и самые нечистые места чистил: о блаженное послушание! О истинном послушнике благоволит Бог, веселятся Ангелы, ублажают же и человеки; един стенает диавол, видя истинного послушника. Господь тебя да сохранит от всех его при-логов змииных; возьми иго Христово и увидишь на самом деле, что оно легко и благо. Волю свою отложи; сие же сотворишь, аще будешь беспрекословна и всем послушна; а ежели немощь крайняя будет, в таком случае поклонись низко и проси прощения. Никого не моги осудить или переговорить, всех считай Ангелами Божиими; ты одна хуже всех; оставь весь наряд и уборы мирские; платье носи простое или какое велят; то и украшение монаху, особливо новоначальному, как он во всегдашних пребывает послушаниях: лицо же его не умыто, одежда многошвенная и ветхая, руки замаранные, зато ум бодр, душа чиста, сердце неуязвленно житейскими суетами, но и тело не осквернено у него. Везде избирай последнее место, а посадят или поставят наперед, и тут не противься, внутренне себя зазирая; в церковь Божию когда идти, тогда умыться можешь и одеться несколько попристойнее; но и там наряды не на пользу, диавол везде пакостить умеет. Пищи вкушай наравне с сестрами, что они едят, то и ты вкушай, только с воздержанием таким: когда рыбы не велено уставом церковным есть, не ешь, как то: в Великий пост, также в среды и пятки всего лета. Но хоть и увидишь кого, ядуща рыбы в сии дни, не осуждай. Я тебе написал, но не жестоко ли сие для тебя? Впрочем, ты теперь едешь на время только пожить, так и отступить можешь от того, что теперь пишу, а ежели Господь тебя сподобит совсем в монастырь взойти, тогда уже приняться должно при Божией помощи за всю жестокость иноческого жития. Аще Господь восхочет и живы будем, то отпишу в Горицкий монастырь о тебе, и что скажут, напишу тебе. Не бойся, чадо, ничего! Аще потекла путем Христовых заповедей, теки и не озирайся вспять; всякое поношение приими, всякое оскорбление претерпи и всякую нищету не отрини; не бойся, токмо веруй и спасена будеши(242); всякую болезнь перенеси, в молитве потрудись, на послушание понуди себя, алчбою и жаждою смири душу и тело твое. О коль блаженна будеши, ег-да вся сия доблественно претерпиши при Божией помощи! Егда приидет время отшествия твоего от мира сего, тогда воистину сбудется на тебе писанное Иоанном Богословом: Блажени... умирающии о Господе. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих(243).

Прости, прелюбезная о Господе дщерь! Моли за меня, грешного! Бог тебя простит, чадо! Мир тебе и помощь Божия! Не весьма горячись во всяком деле, не спешно, но с рассуждением все делай.

Твой усердный спасения желатель архимандрит Варсонофий.

5 августа 1824 года. Старая Руса

Письмо 11