«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо 10

Прелюбезное по Духу чадо!

Тебе кажется весьма тесно в мире, и так Бог тебя благословит, поезжай в Хотьков монастырь(241), по желанию твоему, и поучись монашеской жизни; на сие тебе скажу: отложи всю житейскую гордость, забудь свою волю, смирись пред всеми, не презри всякого дела, какое бы оно ни было; церкви Божией не моги оставить никак, разве когда игуменьею или другою какою старейшею матерью наряжена будешь на послушание, по благословению игуменьи; в таком случае послушание приемлется наравне, как бы ты в церкви молилась. "Послушание паче поста и молитвы", есть пословица святых Отцов; а наипаче молодому и новоначальному монаху послушаниями заниматься необходимо нужно. Не стыдись никакого дела: и воды принеси, и пол подмети, и помой его; в церкви убрать заставят что или подмести, и то делай; на монастыре заставят работать, и от того не отговаривайся; но и сама, где увидишь сор или нечистоту какую, убери ее и вычисти всякое место, не ожидая наряду; в хлебне, где помои льют, где всякий сор валят, и что говорю,— Иоанн Дамаскин и самые нечистые места чистил: о блаженное послушание! О истинном послушнике благоволит Бог, веселятся Ангелы, ублажают же и человеки; един стенает диавол, видя истинного послушника. Господь тебя да сохранит от всех его при-логов змииных; возьми иго Христово и увидишь на самом деле, что оно легко и благо. Волю свою отложи; сие же сотворишь, аще будешь беспрекословна и всем послушна; а ежели немощь крайняя будет, в таком случае поклонись низко и проси прощения. Никого не моги осудить или переговорить, всех считай Ангелами Божиими; ты одна хуже всех; оставь весь наряд и уборы мирские; платье носи простое или какое велят; то и украшение монаху, особливо новоначальному, как он во всегдашних пребывает послушаниях: лицо же его не умыто, одежда многошвенная и ветхая, руки замаранные, зато ум бодр, душа чиста, сердце неуязвленно житейскими суетами, но и тело не осквернено у него. Везде избирай последнее место, а посадят или поставят наперед, и тут не противься, внутренне себя зазирая; в церковь Божию когда идти, тогда умыться можешь и одеться несколько попристойнее; но и там наряды не на пользу, диавол везде пакостить умеет. Пищи вкушай наравне с сестрами, что они едят, то и ты вкушай, только с воздержанием таким: когда рыбы не велено уставом церковным есть, не ешь, как то: в Великий пост, также в среды и пятки всего лета. Но хоть и увидишь кого, ядуща рыбы в сии дни, не осуждай. Я тебе написал, но не жестоко ли сие для тебя? Впрочем, ты теперь едешь на время только пожить, так и отступить можешь от того, что теперь пишу, а ежели Господь тебя сподобит совсем в монастырь взойти, тогда уже приняться должно при Божией помощи за всю жестокость иноческого жития. Аще Господь восхочет и живы будем, то отпишу в Горицкий монастырь о тебе, и что скажут, напишу тебе. Не бойся, чадо, ничего! Аще потекла путем Христовых заповедей, теки и не озирайся вспять; всякое поношение приими, всякое оскорбление претерпи и всякую нищету не отрини; не бойся, токмо веруй и спасена будеши(242); всякую болезнь перенеси, в молитве потрудись, на послушание понуди себя, алчбою и жаждою смири душу и тело твое. О коль блаженна будеши, ег-да вся сия доблественно претерпиши при Божией помощи! Егда приидет время отшествия твоего от мира сего, тогда воистину сбудется на тебе писанное Иоанном Богословом: Блажени... умирающии о Господе. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих(243).

Прости, прелюбезная о Господе дщерь! Моли за меня, грешного! Бог тебя простит, чадо! Мир тебе и помощь Божия! Не весьма горячись во всяком деле, не спешно, но с рассуждением все делай.

Твой усердный спасения желатель архимандрит Варсонофий.

5 августа 1824 года. Старая Руса

Письмо 11

Мария!

Ты устрашилась того, что написал я тебе о истинном послушании, но все угодники Божий начинали свое служение Богу с телесных трудов и послушаний беспрекословных, внимая между тем умом и своему спасению бодрственно. Ничего так не бегает диавол, как в ком видит истинное послушание, Бога ради и Евангелия святого совершаемое. Сего послушника хранит Господь, яко зеницу ока Своего, от всех наветов вражьих и дает Ему молитву, какая ему потребна. Ты желала знать о истинно монашеской жизни; и что Господь внушил, то и написал я тебе насчет оной жизни. Не бойся, токмо веруй: верующему вся возможна суть. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне(244).

От Господа стопы человеку исправляются(245), на людей немного надейся и не всякого спрашивай, что тебе делать при своих предприятиях; Господа Единого взыщи всем сердцем, Тому Единому помолись, Того Единого помощником своим, наставником, руководителем, покровом и стеною положи, от Того Единого проси силы и крепости на побеждение всех вражьих прилогов; тогда спасение Твое воссияет пред тобою, яко утро светлолучное; тогда светлым заповедей Христовых путем потечеши с веселием и благим сердцем и не утрудишися; тогда мир не расслабит твоего сердца своими прелестями, многострастная плоть будет во смирении, диавол отбежит и ктому не приложит возвратитися озлобити тя или пакость какую сотворити тебе. Христа Единого возлюбишь и любви ради Его Божественныя волею отдашь себя на всякие труды и сладце претерпишь всякие скорби; тогда и от людей возвеличишися и от Него венчаешися; а когда к людям станешь простирать руки и от них искать помощи, тогда и от людей посмеяна будешь и покрова Божия лишишися. Буди с тобою помощь Божия, вразумляющая, наставляющая и укрепляющая во всяком деле и слове блазе(246) и во всяком истинном пути.

Грешный Варсонофий

26 сентября 1824 года. Старая Руса

Письмо 12

Прелюбезное о Христе Иисусе чадо!