«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мария!

Ты устрашилась того, что написал я тебе о истинном послушании, но все угодники Божий начинали свое служение Богу с телесных трудов и послушаний беспрекословных, внимая между тем умом и своему спасению бодрственно. Ничего так не бегает диавол, как в ком видит истинное послушание, Бога ради и Евангелия святого совершаемое. Сего послушника хранит Господь, яко зеницу ока Своего, от всех наветов вражьих и дает Ему молитву, какая ему потребна. Ты желала знать о истинно монашеской жизни; и что Господь внушил, то и написал я тебе насчет оной жизни. Не бойся, токмо веруй: верующему вся возможна суть. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судбу твою яко полудне(244).

От Господа стопы человеку исправляются(245), на людей немного надейся и не всякого спрашивай, что тебе делать при своих предприятиях; Господа Единого взыщи всем сердцем, Тому Единому помолись, Того Единого помощником своим, наставником, руководителем, покровом и стеною положи, от Того Единого проси силы и крепости на побеждение всех вражьих прилогов; тогда спасение Твое воссияет пред тобою, яко утро светлолучное; тогда светлым заповедей Христовых путем потечеши с веселием и благим сердцем и не утрудишися; тогда мир не расслабит твоего сердца своими прелестями, многострастная плоть будет во смирении, диавол отбежит и ктому не приложит возвратитися озлобити тя или пакость какую сотворити тебе. Христа Единого возлюбишь и любви ради Его Божественныя волею отдашь себя на всякие труды и сладце претерпишь всякие скорби; тогда и от людей возвеличишися и от Него венчаешися; а когда к людям станешь простирать руки и от них искать помощи, тогда и от людей посмеяна будешь и покрова Божия лишишися. Буди с тобою помощь Божия, вразумляющая, наставляющая и укрепляющая во всяком деле и слове блазе(246) и во всяком истинном пути.

Грешный Варсонофий

26 сентября 1824 года. Старая Руса

Письмо 12

Прелюбезное о Христе Иисусе чадо!

Мир тебе и помощь Божия!

Слава Богу, приведшему тя к желаемому краю! Се, Господь исполнил желание сердца твоего! Сподобил Он тебя и монастыря достигнуть, и уже облечься в новоначальное иноческое одеяние. Живи теперь и служи Господу Иисусу от всей души твоей. Ныне нет тебе препятствий никаких к тому, было б только твое непременное желание и готовность; а всё уже тебя теперь станет заставлять по всему пространству заповедей Христовых ходить. Ты пишешь, поговорить с тобой о тесном и прискорбном пути! Только не уклоняйся с него, а уже стоишь ты на оном. Теперь тебя и приласкают и понежат; принимай сие с благодарением. После будет, что покажется тебе, будто и не любят тебя, будто и гонят тебя, будто и лишают тебя, будто и обличают тебя и поносят, чему ты не причастна: все будет. Теперь тебя не посылают никуда на послушание, кроме церкви, будет время, что ты и не хотела бы, но должна будешь трудиться, якоже и прочие, сверх церковной службы. Будь убо мудра, яко змия, и цела, яко голубь(247). Ласкают? Будь благодарна и считай сие за милость Божию, влекущую тебя к себе отеческим образом. Отвращаются от тебя? Считай, что ты то заслужила своею неисправленною жизнью, Господь же, по неизреченному Своему милосердию, хощет тебя сим временным уничижением избавить посрамления на Страшном суде Своем и вечного томления во аде. Будь, при Божием содействии, во время радости готова на принятие печали; во время сытости — на претерпение глада; во время здравия — на перенесение болезней; во время покоя — на всякие труды; во время изобилия — на вольную нищету; над всем же сим, поминай последняя твоя: сиречь смерть, суд, ад и Царство Небесное. Всегда памятуй, что Господь близ тебя во всякое время и призирает на все твои дела и мысли, и смотря по тому, как сердце твое расположено к Нему, и как ты, имени ради Его, подвизаешься на земле, готовит тебе такое и воздаяние на Небеси. Никогда не выпускай из ума своего, что жизнь сия есть время одних трудов, скорбей, печалей, болезней, лишений и озлоблений; покой же уготован от Бога нам в будущей жизни: там ходившие здесь узким и прискорбным путем почиют от трудов своих; там плакавшие здесь за Царствие Небесное утешатся радостию неизглаголанною и некончаемою; там уже отрутся слезы от очей их и не орошатся ими уже никогда; там смирявшиеся здесь Христа ради и терпевшие Его ради глад, алчбу, укоризны, вольную нищету и нестяжание, ризами не красящиеся и не умывающиеся, но в сору, в очищении всяких грязей и в прочих послушаниях с радостным духом присно пребывающие; там все таковые, яко звезды, просветятся и украсятся венцами нетленными и одеятся одеждою славы некончаемыя. Буди с тобою помощь Божия! В молитвах терпевшие здесь и нудившие себя к стоянию на пении церковном, коль блаженны! Се, чадо, путь узкий, ведущий в сожитие с Богом, с Его святыми Ангелами и угодниками Его. Поминай, как Сам Господь пострадал, а Его мученики и все святые кровьми и многими поты восхитили Царство Небесное.

Еду, друг мой, в Петербург по разным монастырским потребам. По возвращении буду писать к тебе. Теперь одно скажу: матери игуменьи слушайся во всем; говоренное ею, яко от уст Самого Христа, приемли. Послушание не боится никаких вражьих наветов.

Грешный Варсонофий

14 января 1825 года. Старая Руса

Письмо 13

По приезде из С.-Петербурга к тебе первой, прелюбезная о Бозе дщерь, пишу. Съездил я, слава Богу, благополучно, сделал нужные закупки и хотел немедленно ехать домой, но уговорили с четверга до воскресенья побыть. И так, дней восемь я был в Петербурге, квартировал в Лавре, в казначейских кельях, более сидел дома и старался держаться церкви Божией! Был у К. С. С, говорили о тебе с любовным желанием, чтоб тебя Господь укрепил начатое дело в конец благий произвести, чтобы Господь даровал тебе разум духовный и силу как усматривать, так и отражать всякое восстание, могущее поколебать твердое намерение твое остаться навсегда в монастыре и служить Господу Иисусу всею крепостию душевною и телесною: сего мы от души пожелали тебе в разговорах своих. Был я и у других, очень, впрочем, немногих по их зову; надобности мне ни до кого никакой не было, поминая же всегда слово отца Феофана, без зову я никогда не хожу, истинно так, но и званному — посещать нечасто лучше. Писано бо есть: Не учащай вносити ногу твою ко другу твоему, да не когда насыщься тебе, возненавидит тя(248). Стоявши же в домовой Преосвященного Митрополита церкви, поминал я, как ты меня приветствовала там со всею горячностию, в первый день Пасхи, [в] прошлом году; поминал сие я и творил, грешный, молитву о тебе, с искреннею о Бозе любовию. Ей, друг мой, в людях хорошо, а дома лучше! Келья всему доброму научит. Безмолвие есть мать всех добродетелей.