«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мир тебе и помощь Божия!

Слава Богу, приведшему тя к желаемому краю! Се, Господь исполнил желание сердца твоего! Сподобил Он тебя и монастыря достигнуть, и уже облечься в новоначальное иноческое одеяние. Живи теперь и служи Господу Иисусу от всей души твоей. Ныне нет тебе препятствий никаких к тому, было б только твое непременное желание и готовность; а всё уже тебя теперь станет заставлять по всему пространству заповедей Христовых ходить. Ты пишешь, поговорить с тобой о тесном и прискорбном пути! Только не уклоняйся с него, а уже стоишь ты на оном. Теперь тебя и приласкают и понежат; принимай сие с благодарением. После будет, что покажется тебе, будто и не любят тебя, будто и гонят тебя, будто и лишают тебя, будто и обличают тебя и поносят, чему ты не причастна: все будет. Теперь тебя не посылают никуда на послушание, кроме церкви, будет время, что ты и не хотела бы, но должна будешь трудиться, якоже и прочие, сверх церковной службы. Будь убо мудра, яко змия, и цела, яко голубь(247). Ласкают? Будь благодарна и считай сие за милость Божию, влекущую тебя к себе отеческим образом. Отвращаются от тебя? Считай, что ты то заслужила своею неисправленною жизнью, Господь же, по неизреченному Своему милосердию, хощет тебя сим временным уничижением избавить посрамления на Страшном суде Своем и вечного томления во аде. Будь, при Божием содействии, во время радости готова на принятие печали; во время сытости — на претерпение глада; во время здравия — на перенесение болезней; во время покоя — на всякие труды; во время изобилия — на вольную нищету; над всем же сим, поминай последняя твоя: сиречь смерть, суд, ад и Царство Небесное. Всегда памятуй, что Господь близ тебя во всякое время и призирает на все твои дела и мысли, и смотря по тому, как сердце твое расположено к Нему, и как ты, имени ради Его, подвизаешься на земле, готовит тебе такое и воздаяние на Небеси. Никогда не выпускай из ума своего, что жизнь сия есть время одних трудов, скорбей, печалей, болезней, лишений и озлоблений; покой же уготован от Бога нам в будущей жизни: там ходившие здесь узким и прискорбным путем почиют от трудов своих; там плакавшие здесь за Царствие Небесное утешатся радостию неизглаголанною и некончаемою; там уже отрутся слезы от очей их и не орошатся ими уже никогда; там смирявшиеся здесь Христа ради и терпевшие Его ради глад, алчбу, укоризны, вольную нищету и нестяжание, ризами не красящиеся и не умывающиеся, но в сору, в очищении всяких грязей и в прочих послушаниях с радостным духом присно пребывающие; там все таковые, яко звезды, просветятся и украсятся венцами нетленными и одеятся одеждою славы некончаемыя. Буди с тобою помощь Божия! В молитвах терпевшие здесь и нудившие себя к стоянию на пении церковном, коль блаженны! Се, чадо, путь узкий, ведущий в сожитие с Богом, с Его святыми Ангелами и угодниками Его. Поминай, как Сам Господь пострадал, а Его мученики и все святые кровьми и многими поты восхитили Царство Небесное.

Еду, друг мой, в Петербург по разным монастырским потребам. По возвращении буду писать к тебе. Теперь одно скажу: матери игуменьи слушайся во всем; говоренное ею, яко от уст Самого Христа, приемли. Послушание не боится никаких вражьих наветов.

Грешный Варсонофий

14 января 1825 года. Старая Руса

Письмо 13

По приезде из С.-Петербурга к тебе первой, прелюбезная о Бозе дщерь, пишу. Съездил я, слава Богу, благополучно, сделал нужные закупки и хотел немедленно ехать домой, но уговорили с четверга до воскресенья побыть. И так, дней восемь я был в Петербурге, квартировал в Лавре, в казначейских кельях, более сидел дома и старался держаться церкви Божией! Был у К. С. С, говорили о тебе с любовным желанием, чтоб тебя Господь укрепил начатое дело в конец благий произвести, чтобы Господь даровал тебе разум духовный и силу как усматривать, так и отражать всякое восстание, могущее поколебать твердое намерение твое остаться навсегда в монастыре и служить Господу Иисусу всею крепостию душевною и телесною: сего мы от души пожелали тебе в разговорах своих. Был я и у других, очень, впрочем, немногих по их зову; надобности мне ни до кого никакой не было, поминая же всегда слово отца Феофана, без зову я никогда не хожу, истинно так, но и званному — посещать нечасто лучше. Писано бо есть: Не учащай вносити ногу твою ко другу твоему, да не когда насыщься тебе, возненавидит тя(248). Стоявши же в домовой Преосвященного Митрополита церкви, поминал я, как ты меня приветствовала там со всею горячностию, в первый день Пасхи, [в] прошлом году; поминал сие я и творил, грешный, молитву о тебе, с искреннею о Бозе любовию. Ей, друг мой, в людях хорошо, а дома лучше! Келья всему доброму научит. Безмолвие есть мать всех добродетелей.

Ты в своем письме от 12 января написала довольно подробно о себе, и я читал сие письмо с удовольствием, как и все твои письма; пиши и впредь откровенно и просто о всем, Слава Богу, что тебя берегут. Я тебе писал, что в таком случае тем более смиряйся, представляя в уме своем, коль благ Бог, что и здесь утешает тебя и хочет утвердить тебя на пути к небесному блаженству одними милостями Своими; но ты будь... мудра, яко змия, и цела, яко голубь(249). Стирай главу супостата диавола повсюду и не пускай его приблизиться к тебе ни с какой стороны; ум свой, яко стража, неусыпно храни всегда в бодрствовании и назирай крепко, как бы враг не подкрался к тебе, как бы своего сатанинского прилога не вложил в душу твою и не разбил оным сердца твоего, тщащегося отторгнуться от тебя и от земных пристрастий и прилепиться всею мыслью к хождению вслед Господа Иисуса и святых Его угодников. Для сего, если почитают тебя, тогда волею смиряйся пред всеми и почитай равно всех и ты; когда представляют тебе какие-либо снеди и пития, вкушай от них мало, да не опечалиши к тебе усердствующего, не прогневавши же тогда и Духа Святаго, в рабех Христовых присно живущего. Чем не прогневавши? Ежели при каждом вкушении пищи и пития храниши меру такую, что пьешь и ешь для того только, чтоб свое немощное тело подкрепить и сделать способным к понесению трудов, а не для того, чтобы после едения и пития повергнуть оное в расслабление или негу, в таком случае, коль полезно довольствоваться простою пищею и питием, или какие вкушения готовятся на общей трапезе! Для сего более кельи держаться надобно и чтения книг духовных, а менее других посещать или к себе принимать; но когда позовут, тогда одно послушание можешь оказать; медлить же долго остерегайся, положивши поклон. К матери игуменье имей послушание полное и матери Феофании слушайся. Молись же, друг мой, прилежно ко Господу Иисусу и Пречистой Его Матери, чтобы Они тебя наставляли во всем, что тебе когда делать; от дел же, Им неугодных, также мыслей и слов тебя Они Сами чрез Ангелов Своих святых удерживали и содержали б сердце твое, присно уязвленное любовию к Ним одним, и услаждали бы все твои горести земные памятованием вечного покоя, труждающимся и обремененным уготованного на Небеси. Ходи в церковь Божию, стой в ней со вниманием; стоя в церкви, молись; после службы занимайся послушанием, вымети и убери, где видишь сор, с соизволения, однако, кто к какому месту приставлен. Тебе благословили послушание петь на клиросе и читать Псалтирь неусыпаемую — трудись, чадо, с усердием в сих святых послушаниях, читай и в трапезе жития святых, приходи же в хлебную, никакого дела трудного не отвращайся: и воды принеси, и за дровами сходи, и печку истопи, и келью вымети, и помои вынеси; одеяния красивого не ищи; все твори в молчании и молитве; памятуя, помни, что все святые трудным и скорбным путем перешли во Царствие Небесное. После того старайся иметь пребывание в келье, в которую входи всегда и исходи с молитвою Иисусовою. Сию молитву держи всегда во устах, где бы ты ни была и что бы ты ни делала. В келье рукоделием занимайся, какое тебе дадут, или сама, с благословением настоятельницы, изберешь, чтоб ты чрез то могла приносить хоть малую какую-нибудь прибыль монастырю. Во время рукоделья молитву держи Иисусову или занимайся размышлением, что ты читала того дня или что слышала в церкви. После рукоделия помолись сперва по силе Господу Иисусу, потом Богоматери и всем святым. Со всеми мир храни. Похвалят? Зазри себя, что ты того недостойна и лишаешься чрез то похвалы у Бога. Бранить станут? Или промолчи, или попроси прощения. Пошлют куда? Иди, и, спросив благословения и творя молитву Иисусову, совершай заповеданное тебе. Дадут что? Приими и пользуйся с благодарением, я говорю сие о одежде и прочих телесных потребах твоих. А ежели мирской кто пришлет к тебе что, то объяви о том немедленно матери игуменье, также и наставнице своей матери Феофании, и все да будет по воле их. Не дадут чего? Будь терпелива и утешайся сладкою надеждою, что лишаешься ты по воле Божией, для того чтобы воспринять тебе большее воздаяние на Небе. Неполезно держать в келье деньги и другие вещи дорогие. Ты плачешь иногда, друг мой?! Верую, что сие случится может с тобою. Но утешай себя, что нельзя ночного покоя обрести, здесь не потрудившись. Не Христос ли сказал: иже оставит... отца или матерь и прочее сторицею примет(250). Переписка со знакомыми и родными действительно может иногда заставить тебя озираться вспять. Любовь сестры горяча, но не надлежит ли тебе и свою к ней горячую любовь победить любовию ко Господу Иисусу и Пречистой Его Матери и любовию к монашеской жизни? Прочти 21 июля Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его, как один из них любовь к матери, а другой — к новобрачной супруге, также и Алексей, человек Божий, одолели помощью Христовою.

Господь с тобою! Твой отец по духу архимандрит Варсонофий.

31 января 1825 года. Старая Руса

Письмо 14

Мария!

Ты пишешь, что тебя берегут, и боишься, чтоб не сказано было: яко восприяла еси благая... в животе твоем?(251) Бойся сего, и сия боязнь научит тебя, как пользоваться благами мира сего и благодеяниями добрых людей! Не пишется ли в житиях святых Отцов, что ходили они в трапезу и вкушали все предлагаемые снеди, но поста не нарушали: ибо вкушали так, чтоб показать только другим, что они также люди и требуют пищи и пития, но вкушали всего с крайнею умеренностию, избегали чрез то и пресыщения и утаивали от других пост свой, и между тем не давали места тщеславию. Сей пост труднее сохранить, когда при изобилии снедей, полуалчный, ежели не совсем голодный, выходит кто из-за стола; сие смирение приятнее пред Богом и людьми бывает, когда кто волею всем служит и, по слову Божию, боится всех за благоговение. Читай Библию, жития святых, книгу Ефрема Сирина и беседы Златоустовы; можно завести тетрадь и что тебе особенно понравится, выписывать. Также рукоделием занимайся; новоначальной необходимо трудами смирять плоть свою и послушаниями монастырскими; ум свой вперен имей присно, как преподобные матери, угодившие Христу Богу, как то: Евфросиния, Евпраксия, Феврония, Феодора и иные крепко вооружились на врага, не щадя телес своих, но смирились, понудили себя на всякие труды и подвиги, отвергли всю дерзость и гордость жития сего, претерпели же и напасти всякие со благодарением к Богу и во ожидании единого воздаяния в будущем веке. Читая и призывая непрестанно на помощь Господа Иисуса Христа и всепетую Его Матерь, подражай вере их и мужеству. Памятуя, помни, что, не вкушая горького, нельзя вкусить и сладкого; не потрудившись здесь, на земле, нельзя получить вечного покоя на Небеси. Держись церкви Божией и стой в ней со страхом и вниманием опасным к тому, что читают и поют, или сама читаешь и поешь; после церкви или Псалтирь читай, или прислужи в другом месте, как, например, в хлебне или на монастыре где-либо; не говорю о том, что ты келью матери Феофании и свою обязана и истопить, и вымести, и около крыльца снег или сор убрать, это уж твое дело, но и в другом месте на монастыре потрудиться можешь; аще хощеши быть истинная последовательница Евангелия Христова и ученица грешного Варсонофия, везде ум свой к Богу имей обращен, везде молитву держи Иисусову, везде смиренна буди, везде молчание храни, везде на поступки других не взирай; полюби безмолвие и во время послушаний и пребывания в келье; пришедши в келью, или читай, или рукодельничай, а после сего помолись по силе сперва Господу Богу, потом Божией Матери, святым Ангелам Господним и Ангелу-хранителю, потом святым всем. Можешь и поименно великих угодников Божиих призывать на помощь. После сего паки ко Господу Иисусу помолись о себе, о знаемых тебе по духу и по плоти и о всем мире, помяни и усопших и тако с молитвою во устах: "Владыко человеколюбче..." отходи ко сну. Тебя посетил Бог болезнью? Ходи, не торопись и смотри более в землю: яко земля еси и в землю паки поидеши(252); болезнь претерпи с благодарением к Богу, а утешающих тебя и служащих тебе в сей болезни такожде благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Что в церкви не бываешь, о сем не печалуй, ибо терпение в болезни Господь приемлет вместо поста и молитвы. Посылаю тебе Псалтирь и четки; Псалтирь тебе будет трудно читать, довольно тебе теперь церковной службы и послушаний.

Прости, друг мой!