«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ты в своем письме от 12 января написала довольно подробно о себе, и я читал сие письмо с удовольствием, как и все твои письма; пиши и впредь откровенно и просто о всем, Слава Богу, что тебя берегут. Я тебе писал, что в таком случае тем более смиряйся, представляя в уме своем, коль благ Бог, что и здесь утешает тебя и хочет утвердить тебя на пути к небесному блаженству одними милостями Своими; но ты будь... мудра, яко змия, и цела, яко голубь(249). Стирай главу супостата диавола повсюду и не пускай его приблизиться к тебе ни с какой стороны; ум свой, яко стража, неусыпно храни всегда в бодрствовании и назирай крепко, как бы враг не подкрался к тебе, как бы своего сатанинского прилога не вложил в душу твою и не разбил оным сердца твоего, тщащегося отторгнуться от тебя и от земных пристрастий и прилепиться всею мыслью к хождению вслед Господа Иисуса и святых Его угодников. Для сего, если почитают тебя, тогда волею смиряйся пред всеми и почитай равно всех и ты; когда представляют тебе какие-либо снеди и пития, вкушай от них мало, да не опечалиши к тебе усердствующего, не прогневавши же тогда и Духа Святаго, в рабех Христовых присно живущего. Чем не прогневавши? Ежели при каждом вкушении пищи и пития храниши меру такую, что пьешь и ешь для того только, чтоб свое немощное тело подкрепить и сделать способным к понесению трудов, а не для того, чтобы после едения и пития повергнуть оное в расслабление или негу, в таком случае, коль полезно довольствоваться простою пищею и питием, или какие вкушения готовятся на общей трапезе! Для сего более кельи держаться надобно и чтения книг духовных, а менее других посещать или к себе принимать; но когда позовут, тогда одно послушание можешь оказать; медлить же долго остерегайся, положивши поклон. К матери игуменье имей послушание полное и матери Феофании слушайся. Молись же, друг мой, прилежно ко Господу Иисусу и Пречистой Его Матери, чтобы Они тебя наставляли во всем, что тебе когда делать; от дел же, Им неугодных, также мыслей и слов тебя Они Сами чрез Ангелов Своих святых удерживали и содержали б сердце твое, присно уязвленное любовию к Ним одним, и услаждали бы все твои горести земные памятованием вечного покоя, труждающимся и обремененным уготованного на Небеси. Ходи в церковь Божию, стой в ней со вниманием; стоя в церкви, молись; после службы занимайся послушанием, вымети и убери, где видишь сор, с соизволения, однако, кто к какому месту приставлен. Тебе благословили послушание петь на клиросе и читать Псалтирь неусыпаемую — трудись, чадо, с усердием в сих святых послушаниях, читай и в трапезе жития святых, приходи же в хлебную, никакого дела трудного не отвращайся: и воды принеси, и за дровами сходи, и печку истопи, и келью вымети, и помои вынеси; одеяния красивого не ищи; все твори в молчании и молитве; памятуя, помни, что все святые трудным и скорбным путем перешли во Царствие Небесное. После того старайся иметь пребывание в келье, в которую входи всегда и исходи с молитвою Иисусовою. Сию молитву держи всегда во устах, где бы ты ни была и что бы ты ни делала. В келье рукоделием занимайся, какое тебе дадут, или сама, с благословением настоятельницы, изберешь, чтоб ты чрез то могла приносить хоть малую какую-нибудь прибыль монастырю. Во время рукоделья молитву держи Иисусову или занимайся размышлением, что ты читала того дня или что слышала в церкви. После рукоделия помолись сперва по силе Господу Иисусу, потом Богоматери и всем святым. Со всеми мир храни. Похвалят? Зазри себя, что ты того недостойна и лишаешься чрез то похвалы у Бога. Бранить станут? Или промолчи, или попроси прощения. Пошлют куда? Иди, и, спросив благословения и творя молитву Иисусову, совершай заповеданное тебе. Дадут что? Приими и пользуйся с благодарением, я говорю сие о одежде и прочих телесных потребах твоих. А ежели мирской кто пришлет к тебе что, то объяви о том немедленно матери игуменье, также и наставнице своей матери Феофании, и все да будет по воле их. Не дадут чего? Будь терпелива и утешайся сладкою надеждою, что лишаешься ты по воле Божией, для того чтобы воспринять тебе большее воздаяние на Небе. Неполезно держать в келье деньги и другие вещи дорогие. Ты плачешь иногда, друг мой?! Верую, что сие случится может с тобою. Но утешай себя, что нельзя ночного покоя обрести, здесь не потрудившись. Не Христос ли сказал: иже оставит... отца или матерь и прочее сторицею примет(250). Переписка со знакомыми и родными действительно может иногда заставить тебя озираться вспять. Любовь сестры горяча, но не надлежит ли тебе и свою к ней горячую любовь победить любовию ко Господу Иисусу и Пречистой Его Матери и любовию к монашеской жизни? Прочти 21 июля Симеона, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его, как один из них любовь к матери, а другой — к новобрачной супруге, также и Алексей, человек Божий, одолели помощью Христовою.

Господь с тобою! Твой отец по духу архимандрит Варсонофий.

31 января 1825 года. Старая Руса

Письмо 14

Мария!

Ты пишешь, что тебя берегут, и боишься, чтоб не сказано было: яко восприяла еси благая... в животе твоем?(251) Бойся сего, и сия боязнь научит тебя, как пользоваться благами мира сего и благодеяниями добрых людей! Не пишется ли в житиях святых Отцов, что ходили они в трапезу и вкушали все предлагаемые снеди, но поста не нарушали: ибо вкушали так, чтоб показать только другим, что они также люди и требуют пищи и пития, но вкушали всего с крайнею умеренностию, избегали чрез то и пресыщения и утаивали от других пост свой, и между тем не давали места тщеславию. Сей пост труднее сохранить, когда при изобилии снедей, полуалчный, ежели не совсем голодный, выходит кто из-за стола; сие смирение приятнее пред Богом и людьми бывает, когда кто волею всем служит и, по слову Божию, боится всех за благоговение. Читай Библию, жития святых, книгу Ефрема Сирина и беседы Златоустовы; можно завести тетрадь и что тебе особенно понравится, выписывать. Также рукоделием занимайся; новоначальной необходимо трудами смирять плоть свою и послушаниями монастырскими; ум свой вперен имей присно, как преподобные матери, угодившие Христу Богу, как то: Евфросиния, Евпраксия, Феврония, Феодора и иные крепко вооружились на врага, не щадя телес своих, но смирились, понудили себя на всякие труды и подвиги, отвергли всю дерзость и гордость жития сего, претерпели же и напасти всякие со благодарением к Богу и во ожидании единого воздаяния в будущем веке. Читая и призывая непрестанно на помощь Господа Иисуса Христа и всепетую Его Матерь, подражай вере их и мужеству. Памятуя, помни, что, не вкушая горького, нельзя вкусить и сладкого; не потрудившись здесь, на земле, нельзя получить вечного покоя на Небеси. Держись церкви Божией и стой в ней со страхом и вниманием опасным к тому, что читают и поют, или сама читаешь и поешь; после церкви или Псалтирь читай, или прислужи в другом месте, как, например, в хлебне или на монастыре где-либо; не говорю о том, что ты келью матери Феофании и свою обязана и истопить, и вымести, и около крыльца снег или сор убрать, это уж твое дело, но и в другом месте на монастыре потрудиться можешь; аще хощеши быть истинная последовательница Евангелия Христова и ученица грешного Варсонофия, везде ум свой к Богу имей обращен, везде молитву держи Иисусову, везде смиренна буди, везде молчание храни, везде на поступки других не взирай; полюби безмолвие и во время послушаний и пребывания в келье; пришедши в келью, или читай, или рукодельничай, а после сего помолись по силе сперва Господу Богу, потом Божией Матери, святым Ангелам Господним и Ангелу-хранителю, потом святым всем. Можешь и поименно великих угодников Божиих призывать на помощь. После сего паки ко Господу Иисусу помолись о себе, о знаемых тебе по духу и по плоти и о всем мире, помяни и усопших и тако с молитвою во устах: "Владыко человеколюбче..." отходи ко сну. Тебя посетил Бог болезнью? Ходи, не торопись и смотри более в землю: яко земля еси и в землю паки поидеши(252); болезнь претерпи с благодарением к Богу, а утешающих тебя и служащих тебе в сей болезни такожде благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Что в церкви не бываешь, о сем не печалуй, ибо терпение в болезни Господь приемлет вместо поста и молитвы. Посылаю тебе Псалтирь и четки; Псалтирь тебе будет трудно читать, довольно тебе теперь церковной службы и послушаний.

Прости, друг мой!

Грешный Варсонофий

18 февраля 1825 года

Письмо 15

Мария, присное по Духу чадо!

Последнее письмо твое ко мне было от 1 февраля; вот десять дней прошло уже и марта, а писем от тебя нет; ты тогда писала ко мне, что лежа пишешь в постели по причине ножной боли; видно умножилась болезнь оная до чрезвычайности, что ты и доселе не пишешь. Скорблю о тебе, любимое мое чадо! Знаю, что боголюбивые матери всяким образом стараются облегчить болезнь твою, но, видно, усилилась она чрезмерно. Я, грешный, чем тебе помогу? Ты писала прежде, что от всей души хотела бы послужить мне в немощах моих телесных: небогат здоровьем и я, однако, при Божией помощи, брожу, а ты в постели лежишь. Не мню, чтоб Господь посетил тебя сею болезнью к смерти, или, лучше сказать, попущением Божиим враг вринул тебя в сию болезнь, да умертвит тя. Он запял твою ногу телесную в намерении остановить только твое быстрое стремление неуклонно тещи во след Христа Спаса нашего и святых жен, постническими трудами и подвигами Ему угодивших; но не скорби, чадо, что ты по причине болезни не ходишь в церковь, и послушаниями заняться не можешь, и матери игуменье и сестрам послужить не в состоянии. Слава Богу, что они так добры и внимательны ко своему спасению, что за удовольствие себе ставят послужить тебе, больной, и не тебе точию, но и всем таковым. Убо, о том не скорби, что ты не служишь другим, когда б тебе надобно им служить, а другие еще тебе служат,— о сем не печалься, буди благодарна к ним и моли Бога втайне о них, но сие наипаче опасно храни, чтоб тебе не впасть в малодушие или ропот каковой пред Богом; потому непрестанно призывай на помощь Господа Иисуса и всепетую Его Матерь; пребуди, как в перенесении самой болезни телесной, так и в приключающихся тебе во время оной каковых-либо огорчений или недостатков. Не воздохни и о сем, что ты в сем месте заключения своего, Христа ради, лишена помощи от докторов, нежели как было в Петербурге или Москве; впрочем, ежели есть кому помочь тебе и тут, так можешь допустить: слово Божие не возбраняет призывать врачей. Приемли же послужение или врачевание телесное, ум свой имей всегда обращен ко Господу Иисусу и Пречистой Его Матери и глаголи к Ним тако: "Господи Иисусе, ежели предвидишь, что Твоею благодатию и милостию, раба Твоя, восстановленная от одра болезни сея, послужу, укрепляемая паки Твоею же всесильною помощию, и поработаю Тебе усердно во все дни живота моего, даже до последнего моего издыхания, то благоволи призрети на рабу Твою и помиловать мя, недостойную и грешную; подаждь ми исцеление от обдержащия мя болезни и сотвори мя паки здраву на работу Твою. Аще же воля Твоя святая сия есть, да поймеши ми сею болезнию к Себе, то даждь ми прежде насытитися плача, воздыханий и слез, что я многих и великих благодеяний Твоих насытившаяся, не имела времени возблагодарити Тя, Создателя моего премилосердного и Искупителя всещедрого, сладкою мне работою пред Тобою во святом иноческом образе, его же раба Твоя возжелала усердно и Твоею милостию начатков оного сподоблена уже. И приими, Господи Владыко, излияние тех слез моих вместо всех удовлетворений моих Тебе, благодетелю моему, за все щедроты Твои, явленные непотребной рабе Твоей; грехи же мои, коими опечалила раба Твоя благость Твою и навлекла Твой праведный гнев на мою главу, остави и прости и тако повели мирно и кротко разлучиться духу моему от грешного телесе моего; святым же Ангелам заповеждь горькими, воздушными мытарствами без задержания провести душу мою окаянную, а ид еже обрящуся повинна, там Своим безмерным и неизреченным человеколюбием и щедротами возмери(253), и Кровию Своею Пречистою, нашего ради спасения на Кресте излиянною, омый мя; и тако доведши святыми Ангелами Твоими душу мою окаянную до врат Царствия Небесного, вчини ю тамо, идеже они и все святые, от века Тебе благоугодившие, пребывают и насыщаются пресладким лицезрением Божественного и чудным светом сияющего седения Твоего со Отцем и Святым Духом на Престоле Славы; егда же приидиши судить живых и мертвых, тогда избави ми шуяго(254) стояния; сподоби мя одесную Тебе стати, Судие праведнейший".

"Всепетая Мати Христа Бога нашего! Пресвятая Владычице Богородице, красный свете очес моих! Умоли Сына Своего и Бога нашего, да явит мне сию великую и богатую милость, ее же ныне у Его благости просит Его и Твоя раба, аще ныне хочешь мя пояти от жития сего. Аще же благоволит и еще даровати ми время пожити в мире сем, восставивши от одра болезни сей, то умоли благость Его, да пошлет мне помощь Свою и укрепит мои немощи душевные и телесные послужити Ему и поработати усердно во вся дни живота моего. Буди же и Ты в настоящем, убо, житии теплая предстательница и помощница!"

Сице моляся, чадо, отвергни все смущения от сердца своего, кои тебе станет враг наносить или тяготою болезни, или представлением, что ты еще не успела Богу угодить, или напоминанием о родных и тому подобных мирских устроениях, либо тобою недоконченных. Все сие отвергни и вооружись на врага мужественным терпением в болезни и благодарением за всё Бога, взывая непрестанно: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим, яко на Тя всё упование мое возлагаю! Святые все, помозите ми, да спасусь вашими молитвами! Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троица Святая, слава тебе!". Таковое перенесение твое болезни Господь приемлет вместо поста и молитвы и стояния на церковном бдении, и что более не глаголю? Вместо подвигов мученических вменит Господь благодарное перенесение болезней и скорбей, в мире сем нам приключающихся. Желаю всеусердно и молю благость Господню, чтобы Он даровал тебе терпение в нашедшей на тя болезни и во всякой скорби; от болезни же сей, ныне тебе по действу диавола приключившейся, даровал бы тебе исцеление и, поставив тя паки здраву, укрепил совершать твое благое начатие с веселием и благим сердцем во вся дни живота твоего, по многих же и мирных летах, и по совершенном благоугождении Ему на земле, сподобил тебя христианскою кончиною от жития сего отойти и, избавив вечных мук, соделал тебя причастницею Царствия Своего Небесного. Моли же Господню благость и Царицу Небесную, да не лишен буду и я, грешный и непотребный, сей части спасающихся.